БОРРЕ

С 840-х по 980-е года получил распространение стиль Борре, названный по бронзовой упряжи с позолотой, обнаруженной в кургане в Борре, близ Усеберга. Он вытеснил как тяжеловесную орнаментику предыдущего стиля, так и разнообразные экспериментальные поиски рубежа VIII-IX вв., отобразившиеся, в частности, в усебергской резьбе (отделка корабля, повозки, саней).

Центральный образ, представленный уже в этих ранних поисках, – северный вариант "каролингского льва", развернутого в профиль, но с головою – в фас, хищника, грозно обращенного к зрителю оскаленной, чуть утрированной мордой и сжимающего когтистыми лапами собственное тело, декоративный бордюр или орнаментальные детали. Впрочем, нередко изображали борющимися несколько чудовищ. Все подробности – утрированы; шея и туловище трактованы как широкие ленты, бедра пластично выделены, выступающие части заполнены филигранью, усиливающей объемность. Еще одним отличительным мотивом стиля Борре является компактное, полунатуралистически изображенное животное.

Этот образ дополняется ленточной плетенкой, а также рельефным, точнее же – скульптурным изображением "масок": мотив, в общем традиционный для древнесеверного искусства, в ювелирных изделиях стиля Борре представлен очень широким диапазоном образов – от едва ли ни портретных (во всяком случае, видимо, вполне идентифицируемых с какими-то героями эпических сказаний) до фантастических, скорее – териоморфорных и, во всяком случае, занимавших срединное положение между человеческим образом и мордой хищника.

Узор этой изысканной броши, найденной в Дании, который на первый взгляд напоминает клубок червей, на самом деле представляет собой сбалансированную композицию. В ее центре – четыре головы животных, чьи глаза – серебряные зернышки, а тела переплетаются подобно лентам.

Функциональные связи орнаментальных стилей с определенными категориями предметов культуры выстраиваются примерно в том же порядке, что и набор изобразительных средств и образов. Объемный, пластичный, богатый ясными и интересными деталями стиль Борре адресован как будто наиболее массовому, демократичному зрителю: так украшали вещи, которые носили или могли носить все.

Образцы стиля хорошо сохранились в Гокстадском погребении, которое было датировано (приблизительно до 905 г.) с помощью дендрохронологического анализа.

Таким образом, типичный орнамент Борре – это компактное сочетание ленточных и звериных форм. Линии часто подчеркиваются дополнительными штрихами, распространены геометрические фигуры, а на украшениях и других декорированных предметах часто встречаются филигрань и зернь или имитирующее их литье. Стиль Борре был первым из скандинавских стилей, который получил распространение в викингских колониях. Он хорошо известен по находкам на острове Мэн и в Англии, а также и в России. Это, несомненно, обусловлено тем, что в период распространения данного стиля в Скандинавии, то есть в конце IX в., в этих регионах стали возникать викингские поселения.

Литература:

Викинги. Набеги с севера

Гуревич. Викинги

Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе

Рёсдаль. Мир викингов

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Hosted by uCoz