МАММЕН

Новой особенностью художественной и общественной практики этого времени стало сооружение различных мемориальных камней с руническими надписями (в память погибших, пропавших без вести, отправляющихся в опасное путешествие, в честь строителей дорог и мостов, для фиксации выдающихся исторических событий). Сама композиция надписей, как правило, обрамленных двумя ограничительными линиями, создавала новые возможности и выдвигала особые требования к орнаментальным мотивам: длинные, сплошь покрытые рунами ленты окаймляют обычно края стелы, оставляя свободным центральное пространство, где можно разместить изобразительный сюжет. Техника резьбы по камню также повлияла на манеру исполнения изображений: возрастает их плоскостность и линеарность. Новый стиль, получивший общее название стиль "большого Зверя", представлен не только в произведениях резчиков-каменотесов, но, как и прежде, в металле, резной кости, дереве.

Изящная фантастическая птица с длинным хвостом и лапами, напоминающими свернутые в спираль листья аканта (рисунок выполнен серебряной проволокой), украшает поверхность ритуального топора, найденного в захоронении вельможи из свиты короля Харальда Синезубого (примерно 970 год). На другой стороне топора – орнамент из растений в стиле Маммен.

Стиль "большого Зверя" возникает как обобщение и неизбежное упрощение чрезмерно усложненной системы еллингской орнаментики. Это образный язык, на котором конунги обращаются к народу (лапидарный, емкий и устрашающе понятный). "Большой Зверь" на камнях и вещах поздней эпохи викингов воспринимался современниками, вероятно, прямо-таки с плакатной выразительностью. Та общественная сила, которая созрела и выделилась в обществе викингов, которая в своем внутреннем общении использовала изысканный и сложный еллингский стиль, теперь противопоставляет себя обществу, утверждает над ним свое господство, и обращается к нему грозно и властно. Этот стиль нельзя назвать в строгом смысле ни элитарным, ни демократическим, правящая феодальная элита пользовалась им для общения с демократическими массами, по существу и форме этот стиль – политически-агитационный.

Птицы с острым клювом и головы животных – детали оформления позолоченных бронзовых полос, скрепляющих пластинки из лосиных рогов с затейливой резьбой и деревянный каркас этой точной копии знаменитой "Каммингской шкатулки". Оригинал в течение нескольких веков хранился в соборе польского города Камина, но был потерян в годы Второй мировой войны.

Один из подвидов стиля "большого зверя" стал стиль Маммен, который был распространен в Дании в 960-1020 гг. Он прекрасно представлен в орнаментике, которой был украшен топор, найденный в захоронении некоего богатого человека в Маммене (Средняя Ютландия). На обеих сторонах и обухе топора изображены исполненная силы птица и пышный плетеный орнамент, выполненный в виде инкрустации серебряной нитью. Стиль является несомненным развитием стиля Еллинг, так что подчас их бывает трудно отличить друг от друга, но в новом стиле животные и птицы имеют туловище, и большое значение приобретает растительный орнамент. В этом стиле нет симметрии, но он отличается силой и экспрессией. Он представляет собою великолепный синтез скандинавского и западноевропейского искусства, причем последнее привносит часто полунатуралистическое изображение животных и изобилие растительной орнаментики.

Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга хранит изображение Харальда Синезубого – льва с могучими, когтистыми лапами (пожалуй, даже напоминающими клешни). От фигуры веет мощью, которую не умаляют ни маленькая изящная голова зверя, ни уши торчком. Кончик хвоста, согласно канонам нового стиля Маммен, украшает лист аканта.

Главным памятником этого искусства является большой рунический камень Харальда Синезубого в Еллинге с изображением крупных животных в движении, обвитых змеей. Трехгранный гранитный обелиск украшен изображениями распятого Христа и Большого Зверя на фоне ленточного плетения; руническая надпись сообщает, что "конунг Харальд велел сей знак поставить по Горму, своему отцу, и Тюре, своей матери, Харальд, который всю Данию объединил и Норвегию и данов сделал христианами". Этот камень скандинавы называют "метрическим свидетельством о крещении Дании". Кроме того, стиль прекрасно представлен в декоре ларцов Каммин и Бамберг. Прекрасным образцом стиля Маммен является крест в Кирк Брэддан, на острове Мэн, но в целом этот стиль на Британских островах был представлен не особенно широко. Это могло быть обусловлено политической ситуацией того времени.

Литература:

Викинги. Набеги с севера

Гуревич. Викинги

Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе

Рёсдаль. Мир викингов

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Hosted by uCoz