УРНЕС

Стиль Урнес стал последней фазой длительного развития скандинавской звериной орнаментики. Он пришел на смену стилю Рингерике по всей вероятности в середине XI в. и был распространен еще в течение целого столетия, то есть частично захватил и Средневековье (1170-е гг.). В Швеции завершающее развитие этот стиль получил под названием "стиль рунических камней".

Грациозное животное, чье гибкое тело и длинный хвост оплетены то ли побегами растений, то ли змеями, расположено в верхней части изящной, ажурной серебряной броши в стиле Урнес (поздний период), найденной в Дании.

Некоторое время он существовал в виде деталей и оказывал влияние на романское искусство, преобладавшее тогда в Скандинавии. Около 1200 г. он полностью исчезает. Подобные этапы в своем развитии претерпели и другие формы культуры эпохи викингов.

Один из последних шедевров искусства викингов – внешние панели портала церкви в Урнесе (XI век). Орнамент сочетает в себе изображения четвероногих животных, поджарых, как гончие, и змееподобных существ, впившихся друг в друга зубами, – их тела образуют большие округлые восьмерки.

В стиле Урнес пропадают мощь и энергия стиля Рингерике. Стиль Урнес в высшей степени отличается рафинированностью и изысканностью и, можно сказать, что ему присущи декадентские черты. Название ему было дано по совершенной в техническом и художественном отношении резьбе, имеющейся в церкви Урнес в Западной Норвегии. Она украшает портал с двумя дверями, угловой столб, а также частично и полностью сохранившиеся панели фронтонов. Образцы стиля Урнес, хотя и не столь высокого качества, представлены на декорированной панели церкви Хёрнинг, в Ютландии. В числе главных мотивов по-прежнему преобладает крупный четырехногий зверь, но здесь он тощий, словно борзая. Далее встречаются змееподобные животные с единственной передней ногой, а также змеи и тонкие стебли растений, иногда увенчанные змеиной головой. Характерной для этого стиля является развернутая асимметричная композиция, и первое впечатление от работ в стиле Урнес – это волнообразное переплетение животных и змей. Петли изображены в форме цифры 8, и для этого стиля характерны равномерные расширения и сужения, без резких переходов. Стиль этот виртуозно используется на многих рунических камнях в Средней Швеции, и при этом волнообразная орнаментика приспособлена к форме камня, а руны вырезаны внутри длинного туловища змей.

Литература:

Викинги. Набеги с севера

Гуревич. Викинги

Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе

Рёсдаль. Мир викингов

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Hosted by uCoz