СПРАВОЧНИК НЕПЕРЕВЕДЁННЫХ ТЕРМИНОВ
A
Aett (род, поколение, семья). Обширная общность родственников. Между входившими в эту общность лицами и семьями имели место связи родства и свойства; они сознавали свою близость и оказывали друг другу взаимную помощь и поддержку. Особенно существенной была защита от посягательств на личные права членов aett, которая выражалась в обычае кровной мести, сочетавшемся с ее заменой – уплатой и получением материальных возмещений. Именно эта сторона жизни родственных объединений отчетливо видна в исландских сагах, обычным их сюжетом является рассказ о мести, представлявшей собой священную обязанность сородича, неисполнение которой налагало на него неизгладимое пятно позора. В определенных случаях лица, составлявшие aett, обладали взаимными имущественными правами, в том числе и ограниченным правом наследования. Тем не менее, aett, в отличие от семьи, не образовывал сплоченной социальной и тем более хозяйственной единицы.
Aettleiđingr (тот, кого вводили в aett). Процедура наделения полнотою прав наследника, в основном речь шла о незаконнорожденных детях. В "Законах Гулатинга" говорится, что "введение в род" произойти только с согласия ближайшего наследника, который выражал мнение от имени всех сыновей, несовершеннолетних или даже еще не рожденных. Процедура "введения в род" осуществлялась на специально с этой целью устроенном пиршестве. Отец должен был заколоть трехгодовалого быка и из его шкуры сделать башмак. Вводящий в "род" первым надевал этот башмак на ногу, затем – тот, кого вводили в род, после него башмак последовательно надевали тот, кто согласился на получение новым членом рода наследства, тот, кто согласился на приобретение им права одаля, и, наконец, прочие родичи. Эта процедура символизировала наделение "вводимого в род" полнотою прав сородича. Aettleiđingr получал от отца некоторое движимое имущество, приобретал право жить в его доме и участвовать в хозяйстве. Однако это не было равноценно усыновлению, поскольку касалось всех членов коллектива, и "ввести в род" при отсутствии отца мог любой другой родственник.
B
Baugar (от baugr – кольцо). Важнейшая часть вергельда, которая уплачивалась в первую очередь. Должен был платить убийца или его сын, "если только он не имеет vísendr".
Baugamenn (люди, платившие и получавшие baugar). Особая группа лиц, на которых лежала главная обязанность платить вергельд, и, соответственно которые обладали преимущественным правом получать такую же его часть, какую им было положено платить, хотя эта обязанность не в равной мере ложилась на отдельных vísendr. Самыми близкими родственниками считались сын и отец, после них шел брат. Это были члены одной семьи: но к ним тесно примыкали братья отца и племянники – сыновья братьев, а также сыновья братьев отца и их сыновья. Включение всех этих лиц в число baugamenn свидетельствует о том, что отношения взаимопомощи распространялись в первую очередь на кровных родственников трех поколений. Поскольку уплата вергельда являлась заменой кровной мести, то платить и получать его могли только те родичи, которые ранее должны были мстить за убитого, т. е. мужчины. Дочь входила в число baugamenn только в том случае, если не было сыновей и других прямых наследников мужского пола.
D
Dreckulaun (от drecka, пить, устраивать пир, и launa, вознаграждать). Очевидно, этот вид дарения представлял собой королевское пожалование в вознаграждение за устроенное в честь короля угощение. Этот вид дарения встречается и в Англии в XI в., т. е. в период, когда на господствовавших в ней социально-правовых отношениях сказалось скандинавское влияние. В записи права, относящейся к области "датских" поселений вокруг Йорка и датируемой приблизительно 1028-1060 гг., так называемых Norđhymbra preosta lagu (67, 1), среди поземельных сделок и юридических норм, нерушимость которых закон утверждает, назван dryncelean. Этот акт издатель памятников англосаксонского права Ф. Либерман толкует как "земельное пожалование в награду за угощение". Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в этой записи права dryncelean стоит, по-видимому, в непосредственной связи с "законным пожалованием со стороны господина". Если такая связь действительно существовала, то можно отметить существенное различие между употреблением термина dreckulaun-dryncelean в "Законах Гулатинга" и в Norđhymbra preosta lagu: в Норвегии это пожалование совершал король (и только он), тогда как в скандинавских колониях в Англии его источником могла быть милость любого господина – глафорда.
G
Gravgangsmenn (люди, обреченные на могилу). Дети, которых не могли и прокормить и оставляли в открытой могиле. Обычно это было потомство вольноотпущенников, но могли быть и дети разорившихся бондов. Бывший господин вольноотпущенника должен был взять наиболее крепкого из обреченных в свою семью, остальные погибали голодной смертью. Показательно, что, когда в 1000 г. исландцы согласились принять крещение, было оговорено сохранение старинного обычая выбрасывать новорожденных.
Grennd, grend. Совокупность нескольких домохозяйств, связанных между собой совместным пользованием лесом, выгоном для скота и другими угодьями. Grend отличался от sambuđ, где хозяева занимали общую землю, но, возможно, имели обособленные усадьбы, тем, что хозяева grennd жили в одном и том же дворе. В состав grennd могли входить и несколько усадеб, расположенных по соседству.
H
Hafnscipti. Одна из двух форм раздела земли. Обозначал временный раздел пашни под индивидуальную обработку при сохранении общности права собственности на землю. В этом случае делили лишь пахотную землю в целях раздельной се обработки. Раздел производился на ограниченное время, очевидно, на один сельскохозяйственный год. Предписывалось производить раздел земли осенью, после снятия урожая. По истечении этого срока общее хозяйство могло быть восстановлено либо происходил новый раздел поля. Hafnscipti не распространялся на луг, лес, пастбище, воды и прочие угодья, остававшиеся в совместном пользовании владельцев выделенных долей пахотного поля. Процедура раздела была проста: в присутствии свидетелей тянули из полы жребий.
Höfuđból (главная усадьба). Место, куда приглашали тех, кто не был согласен на раздел. Это, очевидно, старый центр хозяйства, от которого при разделе отпочковывались дочерние хутора и меньшие усадьбы выделившихся родственников. Результаты такого дробления первоначальной усадьбы нашли свое отражение в топонимике.
J
Jarđarbrigđ. Право выкупа земель прежним владельцем одаля. Осуществление этого права следовало начать осенью, когда урожай был снят. Истец должен был выставить свидетелей, которые могли бы подтвердить, что "он, вне сомнения, тот, кто имеет право выкупить землю, и что одаль принадлежит ему" ("Законы Фростатинга").
L
Landnám. Возмещение, которое полагалось платить собственнику в случае потравы, незаконной запашки земли, покоса сена или иного нарушения. Размер этого возмещения определялся, прежде всего, социальным статусом владельца, и по мере повышения статуса возмещение удваивалось.
O
Óđalsscipti. Одна из двух форм раздела земли. Обозначала окончательный раздел земли вместе с выделением собственности отдельных хозяев. В отличие от hafnscipti разделу подвергалась не только земля, но, прежде всего, право на нее. Вследствие этого, в случае отказа кого-либо из совладельцев принять участие в разделе, необходимо было просить санкции тинга в форме vápnatac.
S
Sakaukar (увеличивающие плату). Вторая группа родственников после baugamenn, которые платили и получали долю в вергельде. Среди них – сын, рожденный от рабыни, брат, имевший с убийцей (убитым) одну мать, но разных отцов, дед по отцу и сын сына, а также сыновья sakaukar и сыновья их сыновей. Эти люди, в отличие от baugamenn, не составляли единства.
Sambuđ. Некая хозяйственная общность, проявлявшаяся в совместном пользовании землею под выпас. Хозяева, входившие в sambuđ, по-видимому, не являлись родственниками. У них мог быть различный социальный статус. Однако совместное владение землей не следует понимать как ведение бондами общего хозяйства. Хозяйственные интересы владельцев могли быть различны. Вероятно, входившие в sambuđ лица вели раздельные хозяйства на своих участках земли, но совместно пользовались лесом и выгоном.
Skulldarmađr. Обедневший свободный человек, ставший долговым рабом. Соглашение о вступлении в кабалу носило договорный характер: должник, выплативший или отработавший в кабале долг сполна, тем самым возвращал себе личную свободу. Долговой раб считался несвободным лишь по отношению к тому, в кабалу от кого он вступал, но сохранял права свободного человека на возмещения по отношению ко всем другим людям. Должника нельзя было принуждать к работе побоями, однако это допускалось в тех случаях, когда хозяин не имел других средств взыскать с него долг. Его запрещалось продавать на рабских торгах.
V
Vápnatak. Выражение согласия или утверждение решения участниками собрания, которые потрясали поднятым оружием. Этот обычай упоминается еще Тацитом. О потрясании и стуке оружием как знаке одобрения у скандинавов сообщают и хронисты эпохи викингов, например Дудо. Подобная процедура употреблялась на сходках скандинавов весьма часто, вследствие чего в завоеванных скандинавами областях Англии административные округа, жители которых собирались на судебные собрания, где применялись такие способы принятия решений, получили название wapentake.
Vísendr. Тесно сплоченная группа родственников, которые платили и получали значительную часть вергельда. В ее состав входили мужчины – главы или члены нескольких связанных близким родством индивидуальных семей. Это группа семей, происходивших от одного предка и включавших в себя представителей трех поколений: старшее поколение – отец и дядья убитого или убийцы, второе поколение – сам убийца или убитый, его братья и его двоюродные братья со стороны отца, третье поколение – их сыновья.
ОГЛАВЛЕНИЕ
|