ПРИЛОЖЕНИЕ ПУТИ Описание путей имеет давнюю традицию, уходящую в античность, когда освоение огромных по тому времени пространств и включение их в ойкумену требовали в первую очередь географических сведений о том, где расположены отдельные области и населенные пункты, каким образом они могут быть достигнуты из центров обитаемого мира: Греции, позднее Рима. Многочисленные античные периплы и периегезы служили по преимуществу практическим целям и составлялись для непосредственного пользования ими, поэтому они содержали не только, перечни определенных географических объектов, но и указания на расстояния между ними и другие сведения, необходимые путешественникам (Elter A. Itinerarstudien. Bonn, 1908). Средневековые итинерарии – весьма популярный жанр – в значительной степени утратили практическую направленность. Резкое сокращение упорядоченных экономических и политических связей, между отдельными регионами лишило их того значения, которое они имели в античное время, но распространение и упрочение христианства наполнили их иным, религиозным содержанием. Подавляющее большинство итинерариев вплоть до XIII в. – это описание паломничеств в Палестину или Рим, предпринятых с религиозными, а не практическими целями. Поэтому уже начиная с первого известного "Бордоского итинерария" (Itinerarium a Bordigala Hierusalem, ок. 333 г.) и на протяжении всего средневековья внимание авторов направлено в большей степени на описание основных святынь и мест, связанных с деятельностью Иисуса Христа, апостолов, святых, чем на характеристику самого пути (Sumption J. Pilgrimage: an Image of Medieval Religion. Totowa, 1976). К итинерариям тесно примыкают и иногда соединяются с ними записки паломников и путешественников, среди которых наибольшее распространение приобретают описания Палестины (часто под названием "De locis sanctis"), Иерусалима и его окрестностей, реже Рима. Включение Скандинавии в XI в. в христианский мир привело к тому, что скандинавы не только познакомились с этим жанром латиноязычной литературы, но и сами начали предпринимать поездки в Рим и Малую Азию с целью посещения святых мест (Riant P. Expeditions...; Alaurer К. Islands und Norwegcns Verkehr...; Oehlmann E. Die Romfahrten der Isländer. – In: Die Alpenpässe im Mittelalter (Jahrbuch für schweizerische Geschichte. Zürich, 1878, Bd. III, S. 165-289; 1879, Bd. IV, S. 163-324); Paasche F. Über Rom...; Baker J.N.L. Medieval Trade Routes. L., 1938; Springer O. Medieval Pilgrim Routes from Scandinavia to Rome. – Medieval Studies, 1950, vol. XII, p. 92-122; Nielson-Tanner P. De norrländska pilgrimsvägarna. – Forum theologicum, 1966, arg. 23, s. 29-49). Первое сообщение о паломничестве в Иерусалим из Швеции относится ко второй половине XI в. (надпись на руническом камне из Стэкета. См.: Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи..., № 79, с. 106-107). В 1027 г. совершает поездку в Рим датский король Кнут, в 1082 г. – Гицур Ислейвссон, написавший несохранившийся итинерарии "Flos peregrinationes". Уже к середине XII в., судя по сагам, поездки в Рим и Палестину участились, скандинавы принимают участие в крестовых походах, сражаются под стенами Иерусалима и Аккры. К этому времени относится древнейшее из сохранившихся произведений этого жанра – "Дорожник аббата Николая" (незадолго до 1159 г.), к более позднему, но до XIV в., времени принадлежат фрагменты и других итинерариев и описаний святынь: "Пути", "Пути в Рим", "Путешествие в Святую землю", "Перечень городов и мест упокоения святых". Все они не имеют прямых источников в западноевропейской литературе и, видимо, основаны на личных впечатлениях путешественников (в наибольшей степени это очевидно в "Дорожнике" и "Путешествии"), с разной степенью полноты характеризующих поездку, от краткой заметки "Пути" до детальнейшего описания христианских реликвий в "Перечне городов". В XII-XIII вв. основные маршруты в Южную Европу и Переднюю Азию из Северной Европы, видимо, изменились в связи с изменением политической ситуации в Восточной Европе: образованием сильного Древнерусского государства и усложнением его отношений с Северной Европой после начала крестоносной агрессии в Прибалтике, а с середины XIII в. – с монголо-татарским нашествием, в результате которого резко сократилось движение по Днепровскому пути. В XI в. и надпись из Стэкета, и саги указывают на восточный, т. е. Двинско-(или Невско-) Днепровский, путь как основной для поездок скандинавов в Византию и Переднюю Азию. Однако ни один из дорожников XII-XIII вв. не знает этого маршрута. Лишь в "Путях" указывается, что на Русь можно попасть через Центральную Европу и Венгрию. Судя по итинерариям, важнейшим путем для паломников был центрально европейский, сухопутный. Аббат Николай не только описывает свой собственный маршрут, но и указывает на возможные варианты пути, используемые его соотечественниками. Чуть восточнее пролегает маршрут, изображенный в "Пути в Рим". Можно предполагать, что большинство скандинавских паломников XII-XIII вв. двигалось на юг через Центральную Европу, выбор же конкретного маршрута зависел от исходного пункта на побережье Северного или Балтийского морей. Вторым путем, на этот раз водным, являлось плавание вокруг Западной Европы, описанию которого посвящен итинерарий "Путешествие в Святую землю". Для X-XI вв. имеются сведения о походах викингов на запад вплоть до Испании, Италии, Сицилии, даже Византии. Однако они были редки, носили исключительно грабительский характер, и, как кажется, западный путь в восточную часть Средиземноморья никогда не играл большой роли. Положение, видимо, несколько изменилось в последующее время, и его значение возросло. Сочинение "Пути", характеризующее в самых общих чертах наиболее распространенные маршруты паломничеств в Иерусалим, основано на местной традиции или личных воспоминаниях автора. Исходной точкой для автора является Норвегия: от нее лежат пути на север – в Исландию, на восток – в Швецию (дальнейшая дорога на восток не обозначена), на юг – сухопутьем в Рим. Особый интерес представляет то обстоятельство, что автор "Путей" не говорит о водном пути на Русь и в Константинополь (через Балтийское море и речные системы Восточноевропейской равнины), а указывает лишь сухопутный маршрут через Германию и Венгрию, что, возможно, свидетельствует о составлении заметки в то время, когда восточный путь практически перестал функционировать из-за завоевания крестоносцами Восточной Прибалтики и монголо-татарского нашествия. Рукописи AM 194, 8° – пергамен, 52 л., 1387 г., л. 27 v, без заголовка. AM 281, 4° – бумага, 107 л., конец XVII в., л. 95 r (фрагмент), без заголовка. AM 597 b, 4° – бумага, 60 л., вторая половина XVII в., л, 43 v (фрагмент), без заголовка. Издания AÍ, b. I, s. 44-45; Pritsak О. The Origin of Rus', p. 720-721. Литература Pritsak О. The Origin of Rus', p. 720. Текст публикуется по изданию AÍ, b. I, s. 44-45 с вариантами по всем рукописям. Текст Ór Noregi fra Stadi er IIII degra sigling til Fereyia, enn þadan prigia til Islandz aust-fiordu til Horns, degr sigling (a) fra Horni til Hiorléfs-haufda (b), önnur til Reykia-nes, þridia til Bardz, fiorda til Horns hins vestra, fimta til Skaga, setta til Langanes, siaunda til Horns. (c) Um endilangt Island ero taldar XX dagleidir á sumars degi, enn IIII um pvert (c). Siau degra sigling er fra Islandi til Noregs mids, en ór Noregi er farit feti austr um Gautland ok upp i Svi-þiod, en þadan i Danmork á Skaney. Eyrar-sund er aa milli Skaneyiar ok Selunz, enn Bellti er á milli Selunz ok Fions, en Medal-farar-sund er a milli Fions ok Iotlandz. Af Iotlandi er feti farith um Saxland ok Frackland, um Langbarda-land til Roma-borgar. Af Saxlandi er farit fell til Ungaralandz ok þadan hvort er fara vill i Garda austr eda út i Grikland til Mikla-gardz borga ok sva til Iorsala. Romaborg heitir Roma, enn Micla-gardr Constantinopolis, enn Iorsala-borg Hierusalem. (a) 3 десь начинается текст в рукописях AM 281, 4° и AM 597 h, 4°; (a-b) Fra Horne er talen 2 dægr sigling til Hiørieifshøfda. – "От Хорна, как говорят, два дня плавания до мыса Хьёрлейва" – AM 281, 4° и АМ 597 b, 4°; (c-c) og er tvær tilfter i dægr sigling – "а за день плавания [проходят] две дюжины [миль]". – Здесь кончается текст в AM 281, 4° и AM 597 b, 4°. Перевод Из Норвегии от Стада (Стадсбюгд) 4 дня плавания до Фарерских островов, а оттуда три дня до Исландии, до Хорна в Восточной четверти, один день плавания от Хорна до мыса Хьёрлейва, еще один – до Рейкьянеса, третий – до Барда, четвертый – до Западного Хорна, пятый – до Скати, шестой – до Лаунганеса, седьмой – до Хорна Как считается, Исландию летом из конца в конец можно проехать за 20 дней и за 4 дня поперек. Семь дней плавания отделяют Исландию от середины Норвегии (юго-западное побережье Норвегии), а из Норвегии сушей ездят на восток в Гаутланд и далее в Швецию, а оттуда в Данию – в Сконе. Эйрарсунд (Эресунн) отделяет Сконе от Зеланда, а Бельт (Большой Бельт) – Зеланд от Фюна, а Медальфарарсунд (Малый Бельт) – Фюн от Ютландии. Из Ютландии сушей ездят в Саксланд и Фракланд, в Лангбардаланд до Ромаборга. Из Саксланда сушей ездят в Унгараланд, а оттуда можно ехать и в Гарды на восток или в Грикланд вплоть до города Миклагарда и дальше до Иерусалима. Ромаборг называется Римом, а Миклагард – Константинополем, а Йорсалаборг – Иерусалимом. |
|