НОРВЕЖСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(БСЭ)

Многие черты норвежской литературы восстановлены по данным древнеисландской литературы. Она создана переселенцами из Н., развивавшими традиции устного народного творчества, которые они принесли в Исландию. Зачинатели древней скальдической поэзии – скальды (Браги Боддасон, Эйвинд Финсон и др.), были норвежцами. Сохранившиеся памятники чисто норвежского происхождения связаны с феодальным строем и христианством: поэма "Сонное видение" и дидактический диалог "Королевское зерцало" (13 в.). В 14-15 вв. возникла баллада. Общее развитие литературы было подорвано упадком страны в этот период и подчинением её Дании. Литературным языком Н. становится на длительное время датский язык. Зачатки новой норвежской литературы появились в 16 в.; значительные произведения возникли лишь в 17 в.: поэма "Глас Нурланна" (1678-92) П.Дасса (1647-1707).

Подъём норвежской литературы в 18 в. связан с усилением национально-патриотических настроений. Норвежские писатели Л.Хольберг (1684-1754), Ю.Н.Брун (1745-1816), Ю.Г.Вессель (1742-85) внесли основательный вклад в развитие датской литературы. В 1772 в Копенгагене было основано Норвежское общество, ставившее целью возрождение национальной литературы. В литературе последней трети 18 – начала 19 вв. преобладают драматургия и лирика. В лирике большое место занимают национально-патриотические темы. Эпоха борьбы за отделение Н. от Дании и уния со Швецией (1814) первоначально нашли отражение в публицистике и лирике. В центре литературной жизни 30-х гг. – поэт и драматург Х.А.Вергеланн (1808-45), глава радикально-освободительного направления; его лирика сочетала социально-философскую и интимную тематику. Заметна роль Вергеланна и в развитии литературного языка.

В 40-е гг. литературное движение, стремившееся к усилению национального начала в культуре страны путём обращения к фольклору и крестьянской жизни, получило наименование национальной романтики. Его возглавил Ю.С.Вельхавен (1807-73). С этим движением связаны Х.А.Бьеррегор (1792-1842), А.Мунк (1811-84) и др. П.К.Асбьёрнсен (1812-85) и И.Э.My (1813-1882) издали народные сказки, М.Б.Ланстад – сборник норвежских народных баллад. Романтики нередко рисовали жизнь в идеализированном виде. На рубеже 50-х гг. под влиянием обострившейся социально-политической борьбы против национальной романтики выступили П.Боттен-Хансен (1824-69), О.Винье (1818-70), Г.Ибсен (1828-1906). Творчество Ибсена и Б.М.Бьёрнсона (1832-1910) 2-й пол. 50-х гг. обогатилось чертами реализма. В пьесе "Воители в Хельгеланне" (1857) Ибсена, в повести "Сюнневе Сульбаккен" (1857) Бьёрнсона возродился суровый и сдержанный стиль древних саг. Ибсен создал своеобразные произведения философской поэзии – драматические поэмы, в которых сочетаются романтико-символические и реалистические черты, – "Бранд" (1866) и "Пер Гюнт" (1867): в них очерчена широкая картина мира, даны образы большого масштаба и критика убожества современной жизни. Психологической углублённостью отличается драматическая трилогия Бьёрнсона "Сигурд Злой" (1862). В романе "Дочери амтманна" (1854-55) Якобине Камиллы Коллетт (1813-95) содержатся элементы реализма. В середине 70 – начале 90-х гг. господствовал критический реализм. Его расцвет был связан со сдвигами в экономической и социально-политической жизни страны, с формированием радикально-демократических национально-освободительного движения при наличии прочных демократических традиций в общественной жизни Н. "...За последние 20 лет, – писал Ф.Энгельс в 1890, – Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 351). В пьесах Бьёрнсона "Редактор" и "Банкротство" (обе 1875) нашла отражение современная жизнь. В аналитических драмах Ибсена ("Кукольный дом", 1879, и др.) показано неблагополучие всего уклада буржуазной жизни, невозможность счастливого разрешения её внутренних конфликтов. В романах Ю.Ли (1833-1908) убедительность психологических характеристик сочетается с точностью в описании различных сфер жизни.

Социальная проблематика наиболее остра в творчестве А.Хьелланна (1849-1906), романы которого в целом составляют эпопею норвежского капиталистического города, а также К.Эльстера старшего (1841-81), автора романа "Опасные люди" (1881). Живые зарисовки современной жизни даны в сочинении Амалии Скрам (1847-1905), А.Гарборга (1851-1924, роман "Крестьяне-студенты", 1883). Социальные темы характерны для драм Х.Хейберга (1857-1929). Поэзия П.Сивле (1857-1904) насыщена социально-патриотическими мотивами. Многие писатели 80-х гг. значительное место отводили т.н. биологизму, который сочетался с крайним индивидуализмом (Х.Йегер, 1854-1910; И.Д.Хансен, 1854-95, и др.). У писателей, вступивших в конце 80 - начале 90-х гг. в литературу, на передний план выдвигается иррациональное начало. К.Гамсун (1859-1952) сочетал мастерство психолога с выразительностью в описании природы и внешних форм жизни, лиризм - со строгостью в отборе деталей. Среди его первых сочинений выделяются романы "Голод" (1890), "Мистерии" (1892), "Пан" (1894), "Виктория" (1898). Природу и внутренний мир человека Гамсун противопоставлял распаду связей между людьми, индустриализму и урбанизму. Антидемократической позиции Гамсуна особенно ярко проявились в его драматургии ("У врат царства", 1895, и др.); в дальнейшем он всё чаще изображал жизнь норвежского Севера, рисуя патриархальные формы жизни как идеальные (роман "Соки земли", 1917).

В начале 90-х гг. получила распространение лирика импрессионистского характера: С.Обстфеллер (1866-1900), В.Краг (1871-1933). Однако уже в конце 90-х и начале 1900-х гг. преобладал реализм, хотя и не достигший глубины и силы литературы 80-х гг. Развивается т.н. областническая литература и литература психологического реализма, их черты соединились в творчестве У.Дууна (1876-1939), автора семейной хроники "Жители Ювика" (т. 1-6, 1918-1923). Сложный синтез разнородных элементов отличает творчество Ю.Бойера (1872-1959).

В начале 20 в. под влиянием политических событий (достижение Н. в 1905 независимости от Швеции) и обострившейся классовой борьбы у писателей усилился интерес к современности. Укрепились позиции реализма, который обрёл новые качества в процессе взаимодействия с различными литературными направлениями конца 19 в.

Реалистическая литература 20 в. впитала элементы символизма, импрессионизма, натурализма. Одна из главных тем Сигрид Унсет (1882-1949) – проблема женской эмансипации; Я.Кристенсен (1869-1925), К. Эльстер Младший (1881-1947), Р.Ёльсен (1875-1908) писали о разложении городской буржуазной культуры; Т.Эрьясетер (1886-1968) опубликовал трилогию "Гудбранд Ланглейте" (1913-27) - историю становления характера молодого человека. А. Хаукланн (1873-1933), К.Упдаль (1878-1961, "Танец в царстве теней", т. 1-10, 1911-24), Ю.Фалькбергет (1879-1967), О.Бротен (1881-1939) изображали социальные столкновения в рабочей среде. В русле тяготеющей к реализму "областнической литературы" с её вниманием к местному колориту, к жизни простых людей писали Е.Тведт (1857-1935), П.Эгге (1869-1959), Бойер, Г.Скотт (1874-1958), С.Морен (1871-1938) и др. В лирике интерес к действительности сочетался с философской проблематикой, с поэтическими описаниями природы. Творчеству Эрьясетера, У.Аукруста (1883-1929), У.Нюгара (1884-1924), А.Ларсена (1885-1967) свойственны черты символизма и импрессионизма, влияние которых ощутимо и в прозе Т.Андерсена (1866-1920), Н.Кьера (1870-1924), Ю.Еллефсена (1888-1921). В философской и пейзажной лирике Г.Вильденвея (1886-1959), У.Булля (1883-1933) заметны реалистические тенденции.

События 1-й мировой войны 1914-18, Великая Октябрьская социалистическая революция в России и строительство социализма в СССР нашли отклик в общественной жизни Н. Мировой экономический кризис 1929-33 и усиление рабочего движения, угроза фашизма привлекли внимание к марксизму. В то же время интерес вызывала философия А.Бергсона , З.Фрейда , мистицизм. Сторонники интуитивизма, индивидуализма группировались вокруг драматурга-экспрессиониста Р.Фангена (1895-1946). Им противостоял журнал "Mot Dag", которым руководил Э.Фальк (1887-1940), пропагандировавший идеи К.Маркса. В 1936-37 во главе прогрессивных сил Н. стоял журнал "Veien from", издававшийся поэтом, драматургом и прозаиком Н.Григом (1902-43), основоположником социалистического реализма в литературе Н. В народно-героической драме "Поражение" (1937) Григ изобразил события Парижской Коммуны 1871. Революционные мотивы звучат в поэзии Р.Нильсена (1901-29; сборники "На каменистой почве", 1925, "Будни", 1929) и А.Поше Осена (р. 1901). В творчестве С.Хуля (1890-1960), Х.Крога (1889-1962) критика буржуазной действительности сочетается с углублённым психологическим анализом. Т.Весос (1897-1970) и А.Саннемосе (1899-1965), склонные к символическим обобщениям, создали романы о воспитании личности. Унсет (трилогия "Кристин, дочь Лавранса", 1920-1922), Дуун, Фалькбергет ("Четвёртая ночная стража", 1923), Ундаль обратились к жанру исторического романа. Черты областничества характерны для романов И.Рефлинг Хаген (р. 1895), У.Слетто (1886-1963), И.Крокана (1893-1962). В рассказах Н.Ю.Руда (р. 1908) значительное место занимают картины природы. А.Эверланн (1889-1968, сборник "Красный фронт", 1937) и Г.Рейс-Андерсен (р. 1896) в реалистических стихах показали угрозу фашизма и войны.

В 30-e гг. многие писатели ищут новые пути изображения действительности. С.Кристиансен (1891-1947), испытавший влияние Ф.М.Достоевского, большое внимание уделяет психологическим проблемам. Драмам Ю. Боргена (р. 1902), романам Г.Ларсена (1900-59), Becoca и Саннемосе, поэзии Р.Якобсена (р. 1907), Э.Бойсена, К.Гиля (р. 1910), А.Во (1889-1965), Эрьясетера, У.Булля, Вильденвея свойственны черты модернизма.

В годы оккупации Н. немецко-фашистскими войсками (1940-45) писатели участвовали в антифашистской борьбе (кроме Гамсуна, сотрудничавшего с фашистами). В виде листовок распространялись стихи Грига, Ингер Хагеруп (р. 1905), вселявшие веру в победу над фашизмом. Выходило около 300 подпольных газет. С.Эвенсму (р. 1912), Эверланн находились в заключении, Унсет, Саннемосе, Григ, Ингер Хагеруп эмигрировали.

Теме Движения Сопротивления посвящены многие произведения послевоенной литературы. Она в центре сборников рассказов "За шкафом стоит топор" (1945), "Последняя полька" (1964) Турборг Недреос (р. 1906), автобиографического романа "Беглецы" (1945) Эвенсму, романов "Тропа любви" (1946) и "Голубая вершина" (1964) Боргена, "Пять лет" (1951) и "После боев" (1954) И.Свинсоса (р. 1912), "Спекулянт" (1947) Э.Болстада (р. 1905), "Страшная зима" (1964) и пьесы "Продаётся смерть героя" (1968) С.Хельмебакка (р. 1922). Преобладает реалистический роман. Наиболее значительные произведения: трилогия Боргена "Маленький лорд" (1955), "Тёмные воды" (1956), "Он у нас в руках" (1957) – о трагедии человека, поставившего себя вне общества; сборники рассказов Недреос "Волшебное стекло" (1950), "Остановка" (1953) и её романы "Музыка голубого колодца" (1960) и "При следующем новолунии" (1971) – о столкновении подростка с ханжеством и лицемерием; "Дурной пастырь" (1960) Е.Бьёрнебу (р. 1920), в котором автор обвиняет капиталистическое общество в росте преступности; серия романов из жизни горняков под названием "Хлеб ночей" (1940-59) Фалькбергета. Романы, рассказы и стихи Becoca посвящены главным образом борьбе сил созидания и разрушения. Роман Ф.Альнеса (р. 1932) "Гемини" (1969) – о необходимости некоего "космического" мировосприятия. В романах "Лине" (1959), "Иоахим" (1961), "Эпп" (1965) А.Енсена (р. 1932) социальная критика сочетается с чрезмерным вниманием к сексуальным переживаниям героев. А.Мюкле (р. 1915) в романе "Песня о красном рубине" (1956), Бьёрнебу в романе "Без единой нитки" (1966) выступили против буржуазного ханжества.

Высокой гражданственностью отмечены сборники стихов Хагеруп "Дальше" (1945), "Седьмая ночь" (1947), "Плывёт мой корабль" (1951), "Из кратера сердца" (1964), "Татуированное сердце" (1969); она автор книг для детей ("Как странно", 1950, "Маленькая петрушка", 1961). Х.Берли (р. 1918), Х.М.Весос пишут стихи на социальные темы, о молодёжи. Многие стихи А.Бьёрке, Ф.Бьёрнсета, М.Таквама, Я.М.Брухейма пронизаны страхом перед будущим. Повседневной жизни посвящает стихи Кари Бакке (р. 1908), Р. Скреде (р. 1904) свойственно стремление к экспериментаторству.

Для драматургии Н. 60-х гг. характерна актуальность тематики: "Андерсены" Боргена, "Город у моря" (1962) Т.Скагестада (р. 1920). Чёткостью социальных оценок отличается антивоенная пьеса "Он сказал “нет”" А.Хьелланна (1907-63). В пьесе "Любители птиц" (1966) Бьёрнебу предостерегает против возрождения фашизма. Пьеса Х.Хагерупа (р. 1933) "Человек из вчерашнего дня" (1962) и сборник пьес "Кошачий замок" (1967) написаны в экспрессионистской манере. Интересны попытки некоторых драматургов ставить пьесы из жизни рабочих на предприятиях и в рабочих посёлках ("Здесь моё место", 1972, К.Хагерупа).

Союз норвежский писателей создан в 1893. Его цель содействовать развитию норвежской литературы, защищать права писателей. С 1970 союз возглавляет Э.Хаслунд (р. 1917).

ОГЛАВЛЕНИЕ



Hosted by uCoz