НОРВЕЖСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(оригинал на сайте norge.ru)

Датско-норвежская литература (1537-1814 гг.)

Первым крупным норвежским поэтом в единой датско-норвежской литературе был нурландский пастор Петер Дасс (1647-1707). В его живописной поэме "Нурландская труба" (1739) элементы барокко сплавлены воедино с народным лютеранским христианством, а в "песнях катехизиса" поэт звучным стихом пересказывает маленький лютеранский катехизис. В несколько модернизированном варианте часть псалмов Петера Дасса поют в норвежских церквах до сих пор.

В XVIII в. норвежские писатели начинают играть в единой датско-норвежской литературе более заметную роль, чем раньше. Прежде всего это относится к Людвигу Хольбергу (1684-1754), профессору Копенгагенского университета, который, начиная с 1720 г., создал на датском языке несколько литературных жанров. Более всего Хольберг известен как комедиограф, писавший в духе Мольера и итальянской комедии масок ("Йеппе с горы", "Эрасмус Монтанус", "Жестянщик-политик").

В 1772 г. группа норвежских студентов в Копенгагенском университете создала Норвежское общество, ориентированное на литературу и эстетику. Это Общество предпочитало французскую классицистическую традицию набиравшему силу романтизму. Самым одаренным в этом Обществе был Юхан Херман Вессель (1742-85), написавший в стихах выдающиеся юмористические рассказы. Его пародия на трагедию – "Любовь без чулок" (1772) до сих пор ставится на норвежской и датской сценах.

Национальный романтизм (1814-1850 гг.)

Первые годы жизни нового государства сточки зрения литературы нельзя назвать богатыми, однако с 1830 г. после появления в норвежской литературе Хенрика Вергеланда (1808-45) – лирического таланта первой величины – в ней поднимает голову романтизм. Вергеланд дебютировал очень молодым с философской трилогией "Творение, Человек и Мессия" (1830), но истинных высот поэзии он достигает в своей более поздней романтической лирике. Среди многочисленных произведений Вергеланда, кроме лирики, есть также драмы, эпос, исторические сочинения, произведения, имевшие целью просвещение народа, и автобиография в духе Лоренса Стерна – "Лесные орехи" (1845) просвещения для народа, является наследником эпохи Просвещения. Он стал первым национальным норвежским поэтом – второй народный поэт Бьёрнстерне Бьёрнсон – и объясняется это не только его творчеством, но и вкладом в дело политики и гуманизма.

Тогда как Вергеланд ратовал за утверждение идентичности норвежской литературы на ее собственной национальной почве, самый значительный из ее противников, лирик и критик Юхан Себастиан Вельхавен (1807-73), заявлял о необходимости сохранения связи с высокоразвитой эстетически культурой прежней метрополии – Дании. Делом всей жизни Вельхавена было поднятие норвежской литературы на европейский уровень. Острая борьба между так называемой партией интеллигенции, которую возглавлял Вельхавен, и норвежской партией, руководимой Вергеландом, заполняет тридцатые годы XIX столетия и продолжается потом в норвежской литературе уже в других формах.

Между тем в Норвегии в полный голос заявляет о себе вдохновленный немцами национальный романтизм. В 1840-50 годах интенсивно собирается и записывается норвежский фольклор (пробуждение национального самосознаний – баллады и народные сказки. Наибольшую известность получила "Провидческая песнь" (Draumkvede),созданная, по-видимому, под влиянием средневековой мистической литературы. Литератор Петер Кристен Асбьёрнсен и теолог Ёрген My собрали норвежские народные сказки и предания ("Норвежские народные сказки", главное издание 1852 г.)

Гениальный самоучка Ивар Осен (1813-96),который был также тонким лириком, изучал норвежские диалекты и в пятидесятых годах XIX в. создал на их основе новый норвежский письменный язык (ландсмол, позже названный нюнорском, или новонорвежским). В 1885 г. стортинг принял решение, по которому новый письменный язык был уравнен в правах с традиционным датским. Вместе с тем под влиянием новых языковых форм, употребленных Асбьёрнсеном и My в народных сказках, датский письменный язык в Норвегии подвергся норвегизации, который в конце концов привел к нынешнему доминирующему в стране букмолу или так называемому "книжному языку". Влияние европейского романтизма очевидно в лирических стихах и эссе поэта Осмунда Улавссона Винье, пишущего на ландсмоле (см. также его эссе, написанное по-английски "A Norsemans View of Britain and the British", 1863). Боровшаяся за равноправие женщин Камилла Коллетт (1813-95) тоже находилась под влиянием европейского романтизма. Ее роман "Дочери амтмана" (1854-55) и теперь читается с большим интересом. В обширной публицистике Камиллы Коллетт имеется одна из первых работ о так называемой женской литературе – "Женщины в литературе" ("Из лагеря немых", 1877).

Золотой век литературы ( примерно 1850-1900 гг.)

Если в норвежской литературно-исторической традиции обычно проводят грань, примерно, по 1850 г ., то происходит это, прежде всего, из-за двух писателей, которые доминировали в норвежской литературе следующие пятьдесят лет: Хенрик Ибсен (1828-1906) и Бьёрнстьерне Бьёрнсон (1832-1910). И Ибсен, и Бьёрнсон – оба начали с исторических драм. Лучшей исторической драмой Ибсена считается "Борьба за престол" (1863). Ибсен, Бьёрнстьерне Бьёрнсон, Александер Хьелланд (1849-1906) и Юнас Ли (1833-1908) часто назывались "Великой четверкой" золотого века норвежской литературы.

Скандинавская известность пришла к Ибсену после выхода в свет его драм "Бранд" (1866) и "Пер Гюнт" (1867). С помощью музыки Эдварда Грига "Пер Гюнт" стал истинно национальной норвежской драмой, место которой в норвежском сознании может сравниться разве что с местом "Фауста" в Германии и "Гамлета" в Англии. В 1870-х годах Ибсен и Бьёрнсон отказались от национально-исторической драмы и предпочли ей современную драму, освещавшую отношения в современном буржуазном обществе (Бьёрнсон "Банкротство", 1875, Ибсен "Столпы общества", 1877). Драмы на современные темы, начиная с "Кукольного дома" (1879) и кончая более символическими, такими, как "Дикая утка"(1884) и "Когда мы, мертвые, пробуждаемся" (1899), принесли Ибсену европейское признание.

Бьёрнсон, получивший в 1903 г . Нобелевскую премию по литературе, был не только драматургом, но и превосходным лирическим поэтом ("Стихи и песни", 1870) и прозаиком ("Сюннове Сульбаккен", 1857, и другие крестьянские повести). Однако сегодня его вспоминают также, как общественного деятеля, центральную фигуру в деле построения нации (он – автор национального гимна "Да, мы любим"), поэта, идущего по стопам Хенрика Вергеланда. От Вергеланда и Бьёрнсона берет начало сильная традиция общественно-ориентированного творчества в норвежской литературе.

Среди более молодых современников Ибсена и Бьёрнсона было много известных романистов, которые своим изображением буржуазной среды привлекали внимание к проблемам общества: Юнас Ли ("Семья из Гилье", 1883), Александер Хьелланд ("Гарман и Ворше", 1880) и Арне Гарборг ("Крестьяне-студенты", 1883). Последний был также превосходным лирическим поэтом (цикл стихов "Дурочка", 1895). Ближе других к реализму стояла Амапия Скрам (цикл стихов "Люди из Хеллемюра", 1887-98).

Около 1890 г. прежде всего под влиянием французского символизма в норвежской литературе возникает новое направление. С общественных проблем интерес перемещается на "подсознательную душевную жизнь", и лирика снова становится важным жанром. Главным представителем этого нового направления является Кнут Гамсун (1859-1952). Он дебютировал в 1890 г. романом "Голод", в котором ввел "stream of consciousness-teknikk" (прием потока сознания), что позже сыграет важную роль в истории современного романа. В новом столетии Гамсун пишет много социально-ориентированных романов, принесших ему европейскую славу. В 1920 г. Гамсуну за роман "Плоды земли" была присуждена Нобелевская премия. Другим пионером модернизма 90-х гг. XIX в. является поэт Сигбьёрн Обстфелдер, который в своей лирике выражает настроения конца века так же, как Эдвард Мунк в то время выражал их в живописи. В 70-90 гг. XIX в. норвежская литература впервые стала достоянием европейских читателей – прежде всего в Германии – и этот период в истории норвежской литературы стал называться золотым веком.

Углубление национального самосознания (примерно 1900-1945 г.)

Характерной чертой нового поколения, которое дебютировало непосредственно перед разрывом и после разрыва унии со Швецией в 1905 г., является определенная отстраненность от авангардистской культурной жизни современной Европы. Углубление национального самосознания во всех районах этой свежеиспеченной самостоятельной нации выражается, в том числе, в больших циклах исторических романов, сделавших 20-е гг. XX в. блестящим периодом в истории норвежского романа.

Рядом с Гамсуном и его романами о современности стоят лауреат Нобелевской премии Сигрид Унсет с ее вдохновленной католицизмом трилогией "Кристин дочь Лавранса" (1920-22), Улав Дуун с циклом романов "Люди из Ювика" (1918-23) и Юхан Фалькбергет с историческими романами о жизни горняков Рёруса, в том числе романом "Кристиан Шестой" (1925-35). Рядом с вышеназванными писателями течет широкой рекой поток произведений о родных городах и селах, который охватывает все части этой вытянутой страны, являя собой своеобразную поэтическую карту Норвегии.

В период между двумя мировыми войнами дают о себе знать психоанализ и марксизм. Это приводит к возникновению в литературной среде двух полюсов: один полюс – культурно-радикальный, другой – идеалистический или христианский, имеющий корни в культурно-консервативном крыле. Психологический роман становится основной формой, тон здесь задают Сигурд Хуль и родившийся в Дании Аксель Сандемусе, относящиеся к культурно-радикальному крылу, а также Сигурд Кристиансен и Рональд Фанген, относящиеся к культурно-консервативному крылу. К другим прозаикам межвоенного времени эта схема подходит не так хорошо. К ним относятся буржуазные писатели, как, например, Кора Сандель. Ее трилогия об Альберте (1926-39) – одно из самых значительных произведений межвоенного времени, действие трилогии разворачивается также и за пределами Норвегии.

Арнульф Эверланд (1889-1968) в молодости относился к культурадикалам, участник Сопротивления во время немецкой оккупации (1940-45), народный поэт в последние годы жизни. Сборник стихов "Мы переживем все" (1945), написанный в немецком концлагере, был выпущен самым большим тиражом, каким когда-либо в Норвегии выпускался сборник лирики.

В противоположность 90-м гг. XIX в. поколение лириков, дебютировавших около 1905 г., почти не несет на себе следов литературных течений Европы. Это относится и к популярному Херману Вильденвею, и к политическому радикалу Арнульфу Эверланду, и религиозному мистику Улаву Аукрусту. А вот в поэтических размышлениях о понятии времени Улава Булля и в ранней лирике Кристофера Уппдала заметны влияния, у первого – современной естественной науки, а у второго – немецкого импрессионизма.

Большинство лириков следующего поколения, дебютировавших в 30-е гг., формально придерживались традиционных лирических образцов. Это относится к таким пионерам лирической поэзии, как Халлдис Мурен Весос и Аслауг Во. Тогда как лирика Ролфа Якобсена и Клаеса Гиля в тридцатых годах говорит об обновлении темы и языка поэзии, однако лирический модернизм этих поэтов достигнет полного расцвета позже, около 1959 г. Что касается драматургии, то драмы Нурдала Грига 30-х гг., находящиеся под влиянием марксизма, оказались наиболее жизнестойкими. В остальной драматургии преобладали ибсеновские традиции, которые долго мешали норвежским драматургам создать нечто новое.

Послевоенное время (1945-1965 гг.)

Доминирующей темой норвежской литературы во время Второй мировой войны и первые послевоенные годы являются тяжелые впечатления, полученные жителями Норвегии после долгого мирного периода. Ярче всего готовность к борьбе и сопротивлению выражена в стихах, написанных в военные годы, и в множестве послевоенных романов, в которых авторы пытаются анализировать суть нацизма, дабы объяснить, почему одни во время оккупации становились предателями, тогда как другие выдерживали это испытание (Сигурд Хуль, "Встреча у верстового столба", 1947, Аксель Сандемусе, "Былое – это сон", 1946).

Открытые вновь границы позволили проникнуть в страну влиянию европейского модернизма, который нашел свое отражение в творчестве послевоенного поколения поэтов. Примерно в то же время модернизм находит свое выражение и в романе Тарьей Весоса "Дом в темноте" (1945), первом из многих символических романов Весоса, которые поставили его в число первых норвежских писателей 50-60-хх гг. XX в.

Одновременно норвежские традиции психологического и социального реализма разрабатываются дальше Юханом Боргеном, (трилогия "Маленькой лорд", 1955-57) и одним из прозаиков нового поколения – Агнаром Мюкле, а также Енсом Бьёрнебу, Турборгом Недреосом, Альфредом Хауге, Кьеллем Аскильдсеном, Бергльот Хубек Хаффом, Финном Алнесом, Акселем Енсеном, Финном Карлингом и другими. Некоторые из них достигают больших высот в новелле, которая после войны становится важнейшим жанром норвежской литературы.

В лирике в 60-е гг. некоторые поэты продолжают развивать утвердившиеся модернистские традиции 50-х гг. (Стейн Мерен, Арнольд Эйдслотт, Георг Юханнесен), в то время как черты модернизма и более традиционные средства выражения по-разному встречаются у других поэтов, например, у Улава Х.Хауге. Интересные попытки выйти за рамки традиционного реализма в драматургии делались многими, в том числе Енсом Бьёрнебу в его драме, написанной под влиянием Брехта, "Любители птиц" (1966), и Георгом Юханнесеном в "Кассандре" (1968).

Модернизм и идеологические дебаты (1965-1990-е гг.)

Имеется много оснований для того, чтобы считать, что рубеж в истории норвежской литературы приходится, примерно, на середину 60-х гг.: именно тогда печатное слово всерьез попадает под давление новых средств массовой информации. Число изданных художественных книг норвежских писателей катастрофически уменьшилось, тогда как книжные клубы ограничили продажу книг лишь небольшим количеством избранных названий. Государство вмешалось в эту ситуацию, утвердив в 1964 г. уникальный норвежский порядок закупки книг. Он заключается в том, что государство через Норвежский совет по культуре покупает 1000 экземпляров каждой норвежской художественной книги, которая затем рассылается по библиотекам страны.

В то же время около 1965 г. происходит смена поколений в стане норвежских писателей. Новое, хорошо образованное, имеющее радикальную политическую направленность (сравни международные студенческие волнения в конце 60-х гг.) и более международно ориентированное поколение за поразительно короткое время начинает задавать тон в литературной среде. Не менее важно отметить рост числа женщин-писательниц и тот факт, что они, уже по-новому, начинают играть важную роль.

Примерно в середине 60-х гг. несколько одаренных писателей нового поколения собираются в редакции студенческого журнала "Профиль" при университете в Осло и создают Группу Профиль – это один из редких примеров образования сильной боевой группы в норвежской литературе. Общая черта членов этой группы (и вообще, нового поколения) – открытость импульсам извне вкупе с недоверием к традиционному норвежскому психологическому роману и лирике позднего символизма, отделившихся от модернизма несколькими годами раньше.

В 60-е гг. эта группа писателей экспериментировала, выступая с разного рода текстами и под разными лозунгами: короткая проза, документализм, новая простота и конкретность (Ян Эрик Волд, Пол Хельге Хауген). В 70-е гг. при вдохновленной марксизмом политизации литературы большинство членов группы использовали форму документального и социально-реалистического романа. Это, прежде всего, Даг Сулстад, Тур Уберстади Эспен Ховардсхолм. К ним присоединились писатели, стоявшие вне группы, такие, как Эдвард Хуэм и Хьяртан Флёгстад.

Другие значительные писатели, дебютировавшие после середины 60-х гг., – это Эйстейн Лёнм, Ларе Собю Кристенсен, Рой Якобсен, Карстен Алнес, Ян Хьярстад, Кетиль Бьёрнстад, Ингвар Амбьёрнсен и Ларе Амунд Воге. Научная фантастика была представлена романами Юна Бинга и Тура Oгe Брингсвярда. На волне нового женского движения в 60-70-х гг. в литературу пришли писательницы Бьёрг Вик, Герд Брантенберг, Лив Кёлтсов и Хербьёрг Вассму. Популярны и часто переводятся романы Кнута Фалдбаккена и, несколько позже, Эрика Фоснеса Хансена.

В духе тенденций постмодернизма 80-х гг. в авангардистских романах и новеллах ставится вопрос о самой возможности языка и рассказа изобразить действительность. Это сомнение приносит с собой новое осознание творчества – эксперименты с языком и жанром, – что решительным образом отличает писателей молодого поколения от писателей старшего поколения. Одновременно с этим по-новому свободно используются все жанры и способы письма прошлого. Часто появляются новые тексты, в которых сплетается множество нитей, уходящих к литературе прошлого. Этот феномен встречается у вышеназванных писателей, находим мы его также у Юна Фоссе, Карин My, Сиссель Ли, Карла Уве Кнаусгода, Ханне Ёрставик, Юнни Халберга, Эрленда Лу и многих других писателей.

В лирике модернистские языковые приемы с 70-80-х гг. становятся почти единственными. Старые модернисты – Ролф Якобсен и Улав X.Хауге – укрепляют свои позиции и в начале 90-х гг. считаются лучшими лириками Норвегии. Надо отметить и приход сильных лириков-женщин, которые экспериментируют с поэтическим языком на свой особый женский лад (Эльдрид Люнден, Гру Дале, Туне Хёднебё и другие). В драматургии, начиная с 60-х гг., выступали многие, но главными новаторами в этой области являются Сесилие Лёвейд и Юн Фоссе. У последнего интенсивная драматургия полна напряженной атмосферы, которая в 90-х гг. получает международное внимание.

Лопари в Норвегии имеют свою собственную литературу, опирающуюся на сохранившиеся в устной традиции предания и сказки. И по сей день поэты черпают вдохновение в особой, поющей поэтической форме "йоик". Одно из самых значительных эпических произведений на лопарском языке – "Сын солнца" было записано в XIX в. В 1910 г. вышла первая книга, написанная на лопарском языке – "Рассказ о жизни лопарей" Юхана Тюри. После 70-х гг. в литературу пришли несколько лопарских писателей, выразивших лопарское культурное сознание.

Период с середины 60-х гг. был золотым веком норвежской литературы для детей и подростков Наряду со старшим поколением детских писателей, таких, как Турбьёрн Егнер, Альф Прёйсен и Анне-Кат. Вестли, на первое место вышли Турмуд Хауген, Турилл Трустад Хаугер и Тур Фретхейм. Юстейн Гордер со своей типичной для нашего времени книгой для подростков "Мир Софии. Роман об истории философии" (1991) достиг большей известности в мире, чем какой-либо другой писатель со времен Ибсена и Гамсуна.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Hosted by uCoz