Статья М. В. Панкратовой "Роллон Нормандский: между историей и мифом (историографический обзор)"
01.08.11
Во Франции, Дании и Норвегии эта личность знаменита. Несмотря на то, что средневековые источники достаточно многочисленны, в них содержится не так много деталей относительно "Роллона исторического". По большей части речь идет о компиляциях, либо легендах. Все документы, в которых упоминается Роллон, известны и изучены, по меньшей мере, с конца XIX в. И все-таки легендарная жизнь этого героя по-прежнему привлекает внимание как историков, так и людей, интересующихся историческими преданиями. Вокруг образа Роллона временами разгораются жаркие споры, во многом спекулятивные.
В статье сделан обзор круга источников, в которых упоминается так называемый "Роллон Нормандский" (Hrólfr/Rollon), и научной литературы, посвященной основанию Нормандского герцогства и биографии ее основателя. Сравнение нарративных текстов между собой и выстраивание источников в хронологическом порядке помогают определить первоначальные факты и наслоившиеся позднее легенды.
Источники
Очень мало деталей жизни Роллона установлены точно и не вызывают споров. Источники, в которых содержатся сведения о Хрольве/Роллоне, восходят к двум традициям: норвежско-исландские повествования о Хрольве Пешеходе (Göngu-Hrólfr) и латинские тексты из Нормандии и Англии. Наиболее древней является нормандская традиция.
Известны франкские документы, в которых упоминается Роллон, составленные при его жизни. Тем самым отбрасываются всякие сомнения в реальности существования этого исторического лица. Наиболее древним источником является диплом франкского короля Карла Простака от 14 марта 918 г., в этом документе имя Роллона связано с землями, принадлежавшими так называемым "викингам Сены"2.
Далее, Флодоард (Flodoard), каноник монастыря в Реймсе, отметил в своей хронике, что между королем и "викингами Сены" был заключен договор после битвы при Шартре, в которой викинги потерпели поражение. Битва произошла, как считается, 20 июля 911 г.3 Следствием этого события, по словам Флодоарда, стало массовое обращение викингов в христианство во главе с их предводителем Роллоном годом позже, в 912 г. В "Анналах" Флодоарда Роллон упомянут трижды – в 925 г., 927 г. и 928 г.4 Реймсский каноник начал свою работу после 952 г.5 "Анналы" охватывают период между 919 и 966 годами, и отрывки о Роллоне, возможно, основываются на устной традиции, как предполагается, на так называемой "Саге о Роллоне и Гуриме"6. Сага существовала только в преданиях, ее отголоски историки усматривают в "Анналах" и некоторых других источниках.
В конце X в. (996-998 г.) другой клирик Ришер Реймсский (Richer de Reims) описывал в своей "Истории франков" (Historia francorum) жестокие атаки викингов в Нейстрии в 921 г. и называл Роллона их предводителем7. Всех вожаков викингов Ришер звал "duces piratarum" – "главарями пиратов". В качестве источников хронист использовал "Анналы" Флодоарда и устную сагу в шартрской традиции о викинге Кетиле (Catillus), "ярле" Гебридских островов, которого Ришер считал отцом Роллона. Историки, однако, подвергают сомнениям все повествование Ришера относительно событий, происходивших до 970 г. и не принимают всерьез версию о Кетиле (Ketill/Hasting?) в качестве родителя Роллона8.
И "Анналы" Флодоарда, и "История" Ришера Реймсского были использованы монахом Дудоном из монастыря св. Кантэна (Dudon de St. Quentin). В 994-1015 г. Дудон был занят написанием сочинения "О нравах и деяниях первых герцогов Нормандских" (De moribus et actis primorum Normanniae Ducum)9. Труд был заказан Ришаром I (Richard), герцогом Нормандским, внуком Роллона, в целях пропаганды идеи законности претензий на власть во Франции и Англии нормандской династии. Несмотря на то, что Дудон мог собрать информацию о Роллоне непосредственно из уст его прямых потомков, текст очень сомнителен в отношении биографии родоначальника нормандских герцогов10. Монах из монастыря св. Кантэна выстроил свою работу по модели "Жития св. Ламберта" (Vita sancti Lamberti) Стефена Льежского (Stephen de Liège) и "Жития св. Жермана" (Vita sancti Germani) Хейрика из Оксерра (Heiric d’Auxerre). Структура сочинения является классической для средневекового произведения. Дудон возводит происхождение скандинавов к троянцам. Текст наполнен рассказами о чудесах. Желание автора представить Роллона, обращенного язычника, в виде "rex justus" – "справедливого правителя" не вызывает сомнения11.
Вместе с тем Дудон уделил внимание биографии Роллона больше других средневековых авторов. Именно поэтому долгое время его сочинение считалось самым важным источником о создании герцогства Нормандии и о жизни первого правителя этого политического образования – Роллона. Однако его ошибки, или домыслы, упомянутые им имена, даты и топонимы были заимствованы хронистами более позднего времени и даже некоторыми историками12. Современный историк из Нормандии Жан Рено верно, на мой взгляд, заметил, что Дудон, по сути, сам создал исторический образ Роллона, пытаясь втиснуть его в любую битву или важное событие, происходившее в ту эпоху по обе стороны Ламанша, чтобы проиллюстрировать блестящую военную карьеру первого правителя Нормандского герцогства13.
Последователь Дудона монах из Жюмьежского монастыря по имени Гийом (Guillaume de Jumièges) критиковал своего предшественника во вступлении к сочинению "Деяния герцогов Нормандских" (Gesta Normannorum Ducum) за выдумывание фактов, как, например, в случае с предками Роллона или эпизодами из того периода его жизни, когда знаменитый викинг еще был язычником14. Гийом Жюмьежский работал над своей хроникой в 1050-1070 годы, то есть через тридцать пять лет после Дудона. Он выбрал из сочинения Дудона только самое существенное, с его точки зрения, и правдоподобное из рассказанного об образовании герцогства Нормандского, сделав еще больший акцент на датском происхождении Роллона. Именно этот пункт в биографии легендарного воина вызвал жаркую полемику среди историков спустя тысячелетие15. Вслед за Флодоардом и Дудоном Гийом повторил историю о Гуриме/Горме (Gurim/Gorm), гипотетическом брате Роллона, рассказ о ссылке в Англии, экспедиции против фризов, противостоянии викингу Хастингу (Hasting/Hásteinn) после парижской битвы16. В тексте Гийома указаны две точные даты: 876 г. – прибытие Роллона во Францию и 912 г. – обращение в христианство. Историки не доверяют первой дате, которая заимствована Гийомом у Дудона, и относят дату высадки Роллона на побережье Франции к 896 г.
Такая дата указана неизвестным хронистом, который составил генеалогию герцогов нормандских в XII в. В своем сочинении "Генеалогия нормандских герцогов" (Genealogia Ducum Nortmannorum) (после 1120 г.) автор упоминает Робера, "также называемого Роллоном, первого герцога (dux) и графа (comes) Нормандии", прибывшего из Норвегии с пиратами, который разорил владения короля Карла Простака в 896 г.17
Хроника Гийома Жюмьежского была продолжена монахом англо-нормандского происхождения по имени Ордерик Виталь (Orderic Vital). Он принялся за рукопись в 1070 г. по просьбе Вильгельма Завоевателя, праправнука Роллона. Вильгельм Завоеватель хотел таким образом обосновать свои права на английский трон. В частности хронист, ссылаясь на Гийома Жюмьежского, объясняет, что предки Вильгельма пришли из Дании с Роллоном18.
Через сто лет после Ордерика Виталя, в 1170-е годы, два автора были вдохновлены образом ставшего уже легендарным Роллона и посвятили ему и его потомкам вирши. Одним из этих сочинителей был Бенуа из Сен-Мора (Benoît de Saint-Maure). В поэме "Хроника деяний норманнов во Франции в 820-911 годы" (Chronicum de gestis Normannorum in Francia ab anno 820-911) поэт вставляет эпизод о том, что Роллон и его гипотетический брат Гурим оказались в осаде в месте под названием Фасге (Fasge), под которым понимают остров около острова Зеландия19.
Другой автор Робер Вас (Robert Wace) сочинил "Роман о Ру" (Le Roman de Rou), в котором говорится об истории Нормандского герцогства с эпохи Роллона до 1106 г. Имя Роллона трансформировалось в романе в форму "Ру" (Rou) или "Ролл" (Roll). Нормандские историки объясняют такое изменение результатом фонетической эволюции имени Хрольв в нормандском диалекте по схеме: Hrólfr > Rolf > Rouf > Rou20. Для написания своего романа Вас использовал "Деяния герцогов Нормандских" Гийома Жюмьежского и "Анналы" Дудона, а также устную традицию и хронику "Деяния английских королей" (Gesta regum Anglorum), составленную Гийомом Мальмесбургским (Guillaume de Malmesbury) около 1120 г.
Гийом Мальмесбургский – единственный из средневековых авторов, кто попытался соединить англо-нормандскую традицию о Роллоне с норвежской и исландской. Именно этот хронист указывает, что Роллон был изгнан из Норвегии по приказу короля, но называет раннюю дату прибытия викинга во Францию – 876 г. (вскоре после Хастинга)21. Отношения между Англией и Норвегией в XII в. были значительно более тесными, нежели отношения между Норвегией и Францией. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что рассказчики саг были хорошо осведомлены о событиях, происходивших в Англии. Таким образом, вполне вероятно, что Гийом Мальмесбургский опирался в своем сочинении на обе традиции: англо-нормандскую (латинскую) и норвежско-исландскую.
Материал описанных выше источников ставит перед историком две основные проблемы: о достоверности дат, связанных с деятельностью Роллона, и о происхождении этого викинга.
Даты и событийная канва
Все историки признают, что битва под Шартром состоялась 20 июля 911 г. Различные франкские источники подтверждают это22. Викинги проиграли сражение. Английский исследователь Дэвид Дуглас предполагал, что поражение в битве вынудило норманнов заключить договор с франкским королем. Король, со своей стороны, был заинтересован в установлении мира на севере, чтобы перейти в наступление в Лоррене, на востоке Франции23. Именно таким образом Флодоард и другие хронисты объясняют заключение мирного договора между викингами и франкским королем. Однако Жан Рено обратил внимание на то, что в более поздних хрониках, которые также сообщают о битве под Шартром, Роллон не упоминается24.
Средневековые биографы Роллона вставляли его во все битвы, происходившие в ту эпоху, чтобы сделать из него героя. Скорее всего, они задавали себе тот же вопрос, что и историки сегодняшнего дня: почему именно Роллон смог утвердиться на территории Франции и передать власть своим потомкам, а не кто-либо другой из его многочисленных соотечественников, искавших удачу в этой стране в ту же самую эпоху. Ответ средневековых авторов, возможно, немного наивен – Роллон был лучшим воином. Однако более пристальное изучение текстов убеждает в том, что это было не так.
Основываясь на дате битвы под Шартром, историки относят заключение договора между королем Карлом Простаком и Роллоном, предводителем "викингов Сены", на осень 911 г. Однако в источниках ни дата, ни место заключения договора, ни его условия не указаны. Большинство исследователей полагает, что если такой договор между королем и Роллоном и был заключен в действительности, то Дудон указал монастырь Сен-Клер на Эпте (Saint-Clair-sur-Epte) по аналогии со сходным договором между Ричардом I Нормандским и Лотарем, подписанном в 965 г. как раз в этом самом месте25. Французский историк Режи Бойер нашел параллель с еще одним договором 867 г. между королем Карлом Лысым и предводителем бретонов Саломоном26. Марк Блок отмечал, что договоры между Карлом Простаком и викингами заключались еще до Роллона, например, в 893 г., когда предводитель викингов, орудовавших в низовьях Сены, был затем крещен в 897 г. Блок пришел к выводу, что такая политика – заключение договоров между викингами и франкским королем с последующим обращением язычников в христианство – была скорее обычным явлением в ту эпоху; поэтому можно доверять сообщению Флодоарда о договоре, согласно которому Роллон превратился в наследственного правителя герцогства, присоединившись к франкским правящим кругам27. В конце 911 г. или в начале 912 г., согласно Гийому Жюмьежскому, Роллон был крещен под именем Робер (Robert). Дудон, однако, ошибся с именем архиепископа28.
Начало правления Роллона в Нормандии историки относят к 911 г. По словам Ж. Рено, "благодаря договору с Сен-Клер на Эпте датчанин Роллон, архетип викинга, вошел в реальную историю и стал ее частью, соединившись с Роллоном норвежским. Роллон легендарный после 911 г. обретает осязаемые черты"29.
Остаток его жизни более документирован, военную и административную политику Роллона можно реконструировать в общих чертах30. Открытым остается вопрос о дате его смерти, первичные источники противоречивы. Так, Ришер Реймсский полагал, что Роллон был убит в 925 г. во время осады крепости О (Eu) против Арнуля Фландрского (Arnoul de Flandres) и Герберта Вермандуазского (Herbert de Vermandois), норманны проиграли битву. Однако Флодоард не так точен, во всяком случае, все упоминания хронистов о Роллоне после 925 г. связаны не с деяниями самого Роллона, а его последователей. Так, в 927 г. Гийом Длинный Меч (Guillaume Longue Epée), сын Роллона, принес оммаж королю Карлу и заверил Герберта Вермандуазского в своей дружбе. В 928 г., согласно Флодоарду, Роллон удерживал в заложниках Ода (Eudes), сына Герберта. Дудон называет 933 г., как дату смерти Роллона. Историки вслед за Дудоном предпочитают считать 932/933 г. последним годом жизни Роллона.
Напротив, все, что относится к его жизни до 911 г., неправдоподобно. Дата рождения под вопросом. Согласно латинской традиции, прежде всего Дудону, Роллон родился около 850 г. Но, в таком случае, в 911 г. ему было бы уже шестьдесят лет, а в 933 г. восемьдесят три. С моей точки зрения, более вероятно, что Роллон родился около 870 г. Объявивший его вне закона король Харальд Прекрасноволосый начал свое правление около 880 г. Согласно саговой традиции, изгнание произошло уже после битвы при Хаврсфьорде, конунг в это время был женат на Рагнхильд Могущественной, а будущему королю Эйрику Кровавая Секира должно было быть около шести лет. Таким образом, Роллон мог покинуть Норвегию около 890 г. и, проведя пару лет на Оркнейских островах и в Англии, высадился во Франции в середине 890-х г. Исландские анналы (Annales Reseniani) указывают 898 г. как дату завоевания Роллоном Нормандии31.
Однако согласно Дудону и Гийому, Роллон прибыл во Францию в 876 г. Французский историк Пьер Бодуан защищает идею раннего оседания Роллона в Нормандии, объясняя свою концепцию тем, что требовался довольно долгий период времени для того, чтобы предводитель викингов смог установить контакты с франкскими правителями и представителями церкви32. Ж. Рено ставит под сомнение возможность участия Роллона в осаде Парижа в 886 г. вместе с викингами, предводимыми Хастингом, как это представлено Гийомом Жюмьежским33.
Роллона принято считать первым герцогом Нормандским, основателем герцогства. Однако, у него, в действительности, не было титула "герцог Нормандский" (duc de Normandie). В латинских источниках его титулуют "принцепсом" (princeps) – предводителем. Флодоард называл Роллона "предводителем норманнов" (princeps Normannorum), а Ришер Реймcский – "главарем пиратов" (dux piratarum). В скандинавской традиции Роллона/Хрольва называли ярлом Руана (jarl de Ruða). Первым из нормандских правителей титулом "граф" (comte) был пожалован Ришар II (996-1026).
Хрольв Пешеход (Göngu-Hrólfr) и происхождение Роллона
Неизвестно, откуда родом был Роллон – из Норвегии, Дании или с Оркнейских островов? Дебаты по поводу происхождения этого персонажа приняли характер настоящей битвы на конгрессе историков, посвященном тысячелетию Нормандии, в 1911 г. Так, датский историк Йоханес Стеенструп утверждал, что Роллон происходил из Дании, норвежский ученый Густов Сторм отстаивал предложенную ранее Петером А. Мунком гипотезу норвежского происхождения основателя Нормандии34. Швед Лауриц Вейбулль считал, что вопрос о происхождении Роллона останется навсегда открытым35.
Дудон приписывал своему герою датское происхождение, но в те времена норвежского королевства как политической единицы еще не существовало. После битвы при Лимфьорде датский конунг Харальд Синезубый (940-985) передал норвежскому ярлу Хакону Могучему (970-995) управление над всей Норвегией. Возможно, эта информация дошла до северной Франции, и Дудон перепутал страны. На датском происхождении Роллона настаивал Гийом Жюмьежский. Однако анонимный хронист в "Генеалогии герцогов Нормандских" указал, что Роллон пришел из Норвегии. Для Жеоффруа Малатерра (Geoffroya Malaterra) из монастыря св. Эфемии, "Роллон – отважный пират, приплывший из Дакии или Норвегии" ("История норманнской Италии" – Histoire de l’Italie normande, до 1098 г.)36. Утверждение Гийома Мальмесбургского в "Деяниях английских королей" (1120-1142), что Роллон "происходил из знатного норвежского рода... и был изгнан из страны по указу короля", прекрасно согласуется с саговой традицией37.
Скандинавские тексты относятся к более поздним источникам (XII-XIII в.), чем латинская традиция, с которой они, как кажется, никак не связаны. И хотя в них нет столь очевидных анекдотов и выдуманных историй про Хрольва (Роллона), сагам ничего, по сути, неизвестно о таком легендарном персонаже эпохи викингов, кроме его происхождения.
Скандинавские тексты можно разделить на две группы: исландская традиция – "Сага об оркнейцах" (Orkneyinga saga), "Книга о взятии земли" (Landnámabók), "Сага о Харальде Прекрасноволосом" и "Сага об Олаве Святом" из свода саг о норвежских конунгах "Круг земной" (Heimskringla: Haralds saga hárfagra; Saga Ólafs konugs ens helga), "Исландские Анналы"; норвежская традиция – "История Норвегии" (Historia Norvegiae), "Прекрасная кожа" (Fagrskinna)38. В скандинавских текстах, человек, которого принято ассоциировать с Роллоном Нормандским, зовется Хрольвом Пешеходом – Göngu-Hrólfr.
Самым ранним скандинавским источником, в котором упоминается Хрольв Пешеход, является "История Норвегии", написанная норвежским монахом на латинском языке около 1170 г. "История Норвегии" охватывает период, начиная с так называемых "легендарных конунгов" и до 1015 г. Памятник сохранился в единственном списке, датируемом 1460 г., и хранится в частном собрании39. Эпизод, в котором фигурирует Хрольв/Роллон, инкорпорирован в рассказ об Оркнейских островах. Имя Хрольва связано с норвежским ярлом Рёгнвальдом Могучим. Автор объясняет, что "Родульф" (Rodulfus), которого товарищи называли "Рольвом Пешеходом" (Gongurolfr), поскольку из-за своего огромного роста он не мог ездить верхом, завоевал город Руан. Он поднялся по реке с пятнадцатью кораблями. Потомками "Родульва" были Вильгельм/Гийом Длинный Меч, два Ричарда и Вильгельм Незаконнорожденный40.
Нормандские герцоги были хорошо известны норвежской традиции, за исключением того, что систематически недосчитывались Ришара III (1026-1027) и Робера I Великолепного (1027-1035). Трудно сказать, был ли норвежский автор знаком с англо-нормандскими хрониками. Свое сочинение норвежец строил на основе исландских источников, среди которых знаменитые исландские ученые Сэмунд Мудрый (1056-1133) и Ари Мудрый (1067-1148).
Оригинальные тексты Сэмунда и Ари, к сожалению, утеряны и известны по поздней компиляции "Книга о взятии земли", которая сохранилась в двух списках – "Книга Хаука" (Hauksbók) и "Книга Стурлы" (Sturlubók). Обе редакции содержат идентичные отрывки о Хрольве Пешеходе, которые также совпадают с текстом "Саги об оркнейцах".
"Сага об оркнейцах" была записана около 1200 г., но сохранилась в рукописи начала XIV в. Этот вариант саги, переработанный около 1230 г., был известен Снорри Стурлусону, автору "Круга земного"41.