История дизайна мебели в Скандинавии
06.08.11
Страны Скандинавского полуострова близки друг к другу как по географическому признаку, так и по культуре, традициям и национальной психологии.
Бурное развитие дизайна началось в Скандинавии приблизительно в 1880 г. В результате сложилась особая дизайнерская философия, повлиявшая на остальной мир. Шведская модель общества гласила: равные возможности благосостояния для всех социальных слоев. Еще до 1917 г. скандинавы научились создавать "больше красивых вещей для каждого дня" - девиз, которым они руководствуются и по сей день. Особый интерес в северных странах всегда проявлялся к убранству жилища: из-за погодных условий люди проводят большую часть своего времени под крышей (в отличие от жаркого юга, где вся жизнь разворачивается на улицах и площадях). В 20-30-х г. уходящего столетия ручной и промышленный способы производства мебели стали соперничать друг с другом; так возник тот стиль обстановки интерьера, который теперь и называют "скандинавским". Вскоре он распространился на другие обиходные предметы - от чайной ложки до электротехники. Скандинавские дизайнеры говорили: "Форма должна идти рука об руку с функцией". Официально термин "скандинавский дизайн" появился в популярной и специальной литературе с 1950 г. - после выставки, прошедшей в США и Канаде.
В чем же особенность скандинавского дизайна в мебельном искусстве и его отличие, скажем, от итальянского и испанского? Во-первых, это лаконичность, легкость, умение сосредоточить и организовать в небольшом пространстве разнообразные функции. Во-вторых, традиционная любовь к природным материалам (в данном случае - к дереву; которое применяется и обработанным разными способами, и необработанным - в чистом виде, сохраняющим естественный цвет и фактуру), пристрастие к неярким, приглушенным тонам, цветам прибрежного песка, скал и холодного голубовато-серого северного моря... В типично скандинавском интерьере, как правило, также присутствуют прозрачное стекло и керамика с голубой кобальтовой росписью - это символы, олицетворяющие многоводье, те тысячи озер, которыми так славится Скандинавия.
Сохраняющие крестьянские традиции скандинавы тяготеют к стилю "кантри" - бревенчатой отделке стен в сочетании с гладкими деревянными поверхностями мебели. При этом для обивки мягкой мебели применяются ткани на основе натурального хлопка или льна неярких тонов, с клетчатым рисунком или в мелкий цветочек.
Норвегия
Норвежская мебель представлена на нашем рынке очень ограниченно, но тем не менее заслуживает отдельного рассказа. Норвегия - страна, наиболее приверженная старым традициям, упорнее своих соседей сопротивляется модным веяниям. На создание предметов быта здесь всегда в большой степени влияли ремесла, так как развитие промышленности происходило медленнее, чем в остальной Европе. Для норвежского жилого интерьера типичны нарочитая функциональность и одновременно демократическое отношение ко всем членам семьи. Доказательство тому - обычай предоставлять самую большую комнату детям (в других странах она чаще принадлежит взрослым).
Норвежская мебель охватывает широкий диапазон - от сельской и дачной для загородных домов и коттеджей до исключительно элитарной с обивкой из натуральной кожи. Характерная особенность норвежской мебели - высококачественная обработка поверхностей, включая мельчайшие детали.
Нельзя не сказать о коллекции, разработанной Торстейном Нильсоном, в которую вошла новаторская выдумка - стул с регулируемым сиденьем и подголовником. Его можно легко складывать, транспортировать.
Широкую известность завоевала мебель для отдыха, сконструированная норвежским дизайнером Ингемаром Реллингом еще в 1965 г., но не утратившая популярности и сегодня. Это кресла из гнутой многослойной фанеры с применением шнурков в качестве крепежных элементов и натуральной или искусственной кожи в качестве обивочного материала.
В 1979 г. на скандинавской ярмарке мебели появилась сенсационная модель сиденья "Баланс", предусматривающая двенадцать различных положений, в частности сиденье, наклоненное вперед, и подушечку для поддержки коленей, которые образуют прямой угол между торсом и ногами сидящего человека; такое естественное положение тела снимает напряжение спины, шеи, бедер и ног, - модель остается актуальной до сих пор.
Швеция
Основу-фундамент в мебельном искусстве этой страны заложили талантливые дизайнеры, некоторые из них в прошлом были мастерами-краснодеревщиками. Таким потомственным столяром был Бруно Матссон, создавший целое стилистическое направление в мебели 60-х гг., используя многослойное, гнутое дерево. Он разрабатывал ножки, прикреплявшиеся к столу посредством металлических деталей. Его изделия легко разбирались и собирались и были настолько изящны, что создавали впечатление парящих в воздухе.
В 70-е гг. дизайнеры Ян Дрангер и Йохан Хульдт разработали способ производства мягкой мебели, который состоял в том, что масса вспененного пенопласта за несколько минут заполняла форму-обивку из искусственной кожи, увеличивая ее объем до необходимых размеров. На основе разработанной ими технологии впоследствии стали выпускать дешевую мягкую мебель со съемной декоративной обивкой.
Но, пожалуй, самую широкую, известность в настоящее время приобрела шведская фирма "Ikea", открывшая в начале 2000 г. свой магазин в подмосковных Химках. 12 декабря первый магазин "Ikea" открылся близ поселка Кудрово Ленинградской области. Фирма была организована в переломный момент Второй мировой войны, в 1943 г., на юге Швеции, в Эльмхульте. Создатели "Ikea" исповедовали принцип "пространство в пространстве", где ручной и промышленный способы изготовления мебели сочетались друг с другом в диапазоне от ретро до постмодернизма. В последние годы здесь наметился отход от богатой, так называемой престижной обстановки, доступной только обеспеченным потребителям, и началось производство мебели для людей со средним достатком; при этом качество и стиль строго соблюдаются на прежнем уровне. Гарнитуры, характерные для прошлых эпох, или современный авангард выпускаются здесь ограниченными тиражами. Мебель предлагается в комплексе с различными светильниками, декоративными тканями, посудой и другими предметами быта.
Основные материалы, применяемые в производстве мебели фирмой "Ikea": массив сосны, клееная березовая фанера, буковый и березовый шпон, МДФ для кухонь и офисной мебели, сталь и алюминий, ткани на основе хлопка и льна с примесью акрила для износостойкости, натуральная и искусственная кожа.
Финляндия
За сравнительно короткое время - примерно три последних десятилетия - сложился феномен "финского мебельного дизайна". Движущей силой в нем стали произведения таких талантливых художников, как Ээро Сааринен и Альвар Аалто. Последний из них утверждает: искусство - это непрерывный процесс облагораживания дерева, меди, стекла и других материалов для раскрытия их свойств, но не ради самодавлеющей формы, а для удовлетворения человеческих потребностей. Однако сам Аалто вошел в историю именно как новатор в работе с деревом. Его кресло "Paimio" стало поистине легендарным и заняло первые ряды классических моделей ХХ века: оно необычайно комфортно, слегка пружинит, а изогнутые спинка и сиденье крепятся к каркасу из гнутовыклейной светлой древесины. Ведущие финские фирмы "Asko", "Isku" и "Artek" до сих пор выпускают мебель из гнутовыклейной многослойной фанеры, внедренной Аалто.
Ээро Сааринен в 1956 г. создал свой знаменитый стул "Тюльпан" из коллекции "Пьедестал" для фирмы "Knoll International". Пластиковое основание, на котором закреплены мягкое сиденье и спинка, он поместил на изящную ножку-колонну из литого алюминия, амортизирующего давление.
Модерн и авангард, умение работать с деревом в сочетании с разными материалами воплощают в своих креслах и другие финские дизайнеры - Юрье Куккапуро, Симо Хейккиля, Ева Кокконен и многие другие. Интересно и творчество Антти Нурмесниеми: в его изделиях отражается так называемый "свободный стиль".
Финская фирма "Puustelli" более 75 лет развивает лучшие традиции дизайнерского мастерства, основываясь на натуральных качественных материалах, профессионализме, современных технологиях. Постоянная экспозиция фирмы содержит офисную мебель с наборами шкафов, ящиков для хранения, столы, стулья, обстановку холлов, передвижные перегородки, раздвижные двери, кухни классические и в современном стиле, гармонирующие с интерьерами остальных помещений. Интересные коллекции мебели и кресел в стиле постмодерн создают фирмы "Inno" и "Kallemo".
Дания
Своим путем шло развитие датского мебельного дизайна. Наиболее яркой и интересной личностью здесь был Арне Якобсен (1902-1971), которого иногда называют одним из первых проводников функционализма в Дании. В целом, рационалистический функционализм был чужд датским дизайнерам, они расценивали его как догматический, мало учитывающий потребности человека. В 1929 г. Якобсен стал лауреатом конкурса "Жилище будущего". Его стул "Ameise" ("Муравей") до сих пор вызывает восхищение. Модель (изготовленная фирмой "Fritz Hansen") получилась удивительно изящной, она сочетала металлический каркас с единой гнутовыклейной формой, совмещающей спинку и сиденье. Сейчас знаменитый стул можно увидеть среди экспонатов Музея современного искусства в Нью-Йорке и Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Видным дизайнером мирового уровня был и Кааре Клинт (1888-1954). Его лозунг "Начинаем снова и работаем в геометрическом стиле" подхватили и развили верные последователи - Финн Юл, создавший легкие, почти "летящие" стулья, которые были не просто скульптурной мебелью, а удобным местом для сидения, и Ханс Вегнер. Последний выступает за возрождение типических форм народной мебели. Его знаменитое кресло "Павлин" считают шедевром скандинавского дизайна. В 1944 г. он создал также кресло "China" (производитель "PP Mobler"), адаптировав для восприятия среднего европейца деревянный стул времен китайской династии Минг. Дизайнер много экспериментировал с многослойным деревом, пользуясь простой конструктивной схемой, усложняя ее несколькими декоративными элементами.
Руд Тюгесен (1932) и Джонни Серенсен (1944), "две датские улитки", по их собственному определению, - приверженцы утонченного ручного труда. Они много работали над изготовлением лущеного шпона, получая плоские плиты, досуха высушивая дерево. Влага присутствовала только в клее при соединении деталей. Также Тюгенсен и Серенсен экспериментировали с многослойным буком и дубом, придумывая легкие и очень прочные конструкции. Еще ни одно изделие, разработанное ими, не снято с производства. Создавая очередную коллекцию мебели, в дополнение к ней авторы создавали уникальные предметы быта: солонки, ступки, перечницы...
Другие датские дизайнеры Линдау и Линдекрантц, работающие для компании "Innovation Randers A/S", сконструировали гибкую мебель, выгодно отличающуюся от всего, что было до них. Это многообразные мебельные формы из дерева в сочетании с металлом и искусственными материалами.
Материалы и технологии
Для скандинавских дизайнеров основной материал для производства мебели - финская береза (мореный массив, фанера), которая обладает вязкостью, податливостью, красотой фактуры. Реже берется сосна - из-за ее дороговизны. Массив дерева высушивают, проводят соответствующую обработку - ручную или механическую, - превращая его в декоративные плиты. Объединяющими элементами служат вставки из бука или березы натурального цвета. Эта же порода дерева, покрашенная или тонированная под бук, идет на изготовление ножек для мебели. Иногда сочетают дерево с МДФ и металлом.
В мягкой мебели для набивки сидений и спинок, в зависимости от конструкции и стоимости, берется крученая вата, пенопласт, поролон, пенорезина. Каркасы из черного металла, трубчатой стали в сочетании с деревом прослеживаются в разных конструкциях диванов, кресел, стульев.
В Скандинавии выпускается разнообразная мягкая мебель с обивочными тканями цветочных, клетчатых и других расцветок, а также плетеная мебель из тростника. В сочетании с деревянными поверхностями применяется закаленное стекло - матовое, молочное, декоративное. Широкое распространение получили меламиновые плиты в сочетании с деревом.
Идеи всех выдающихся мастеров живут, постоянно воплощаясь разными фирмами в многовариантные и многоформные мебельные изделия, и порой трудно понять, какая продукция какой скандинавской стране принадлежит - так все переплелось! Но для всей Скандинавии характерен интерес к старым традициям и одновременно поиск новых идей и функциональных форм. На фоне средне- и южно-европейского дизайна работы северных мастеров выгодно отличаются новизной и оригинальностью.
Источник: Мебель в Санкт-Петербурге, №1 2004