КНИГА I I, 8. Склавы (Sclavi) (1) и свеоны (Sueones) (2) до сих пор сохраняют те же языческие обычаи, которые раньше существовали у саксов (Saxones) (3). I, 16. Франкские историки (istorici Francorum) называют данов (Dani) (4) и все остальные народы, которые обитают за Данией (Dania) (5), нордманнами (Nordmanni) (6). I, 17. Анскарий (7) и Аутберт проповедовали в Дании, а когда возвратились, император (8) повелел им обратить в христианство свеонов. Когда Ансгарий, взяв с собой Гислемара и Витмара, отправился сначала в Данию, где оставил Гислемара при короле (rex) Харальде (9), а затем в Свеонию (Sueonia) (10). Там Ансгария и Витмара принял король Беорн, и им было разрешено проповедовать христианство. Ансгарий и Витмар привлекли к Христу множество народу, в том числе префекта (praefectus) (11) города Бирки (Birka) (12) Херигария, который прославился чудесами и добродетелями. I, 18. В 832 (13) году император, посоветовавшись с клиром, основал в Гамбурге архиепископство для данов, свеонов, склавов и других живущих поблизости племен. Первым архиепископом там был поставлен Ансгарий. I, 19. Ансгарий и Эбон Реймсский посвятили в сан епископа племянника Эбона Гаудберта, дав ему имя Симон. Гаудберт-Симон был послан в Свеонию. I, 23. Местное население изгнало епископа Гаудберта из Свеонии, а его капеллан (capellanus) (14) Нитард и другие клирики приняли венец мученичества. В течение следующих семи лет епископа в Свеонии не было. В это время к власти там пришел Анунд, который преследовал христиан. Префект Бирки Херигарий остался в тех краях единственным человеком, поддерживавшим христианство. Силой чудес и проповеди он спас многие тысячи язычников (pagani). I, 25. Ансгарий отправляет в Свеонию отшельника Хартгария. I, 28. Ансгарий решил снова позаботиться об обращении свеонов, для чего посоветовался с епископом Гаудбертом о том, кто из них двоих возьмется за это похвальное, но опасное дело. Но он, Гаудберт, желая уклониться от опасности, попросил, чтобы туда лучше отправился Ансгарий. Бесстрашный слуга Божий немедленно попросил у короля Хорика (15) грамоту и печать и, отплыв от берегов Дании, прибыл в Свеонию. В это самое время король Олеф проводил в Бирке общее собрание своего народа (generate placitum populi). Он повел собрание так, что с взаимного согласия короля и народа, по жребию (iactu sortis) и при благоприятном ответе идолов (ydoli), было решено основать там церковь и позволить всем желающий креститься. Назначив в свеонскую церковь пресвитера Эримберта, Ансгарий отправился обратно. Господь сказал: "И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов" (16). Некоторые же рассказывают подобное (17) о готах (Gothi), захвативший Рим (18). Мы полагаем, что эти самые готы (19) обитают в Свеонии, так как вся тамошняя страна (regio) состоит из островов. I, 29. Из привилегии (privilegia), хранящихся в Бременской церкви, известно, что папа Николай (20) назначил Ансгария и его преемников легатами папского престола в областях свеонов, данов и склавов. I, 35. В письме всем ему епископам Ансгарий говорит: "Милостью Божией основана уже церковь Христова в странах данов и свеонов" (21). I, 42. Святой Римберт (22), говорят, подобно древним святым творил некоторые чудеса, больше же всего тогда, когда он отправился в Свеонию и молитвой усмирил бурю на море, а также исцелил слепого посредством конфирмации, которую совершил над ним по епископскому обряду. I, 50. Я также слышал из уст правдивейшего короля данов Свейна (23), когда он по нашей просьбе перечислял своих предков, что "после поражения норманнов [у данов] правил Xeйлигон, муж, любимый народом за свои справедливость и святость. Вслед за ним правил Олаф, который, явившись из Свеонии, захватил датское королевство силой оружия и у которого было много сыновей; из них Кноб и Гурд владели королевством после смерти отца". I, 54. Король данов говорил, что после смерти короля (princeps) Свеонии Олафа, который вместе со своими сыновьями правил также и в Дании, на его престол вступил Сигерих. Однако в cкором времени Сигериха лишил власти пришедший из Нортманнии (Nortmannia) (24) Хардегон, сын Свейна. I, 62. Потом, следуя по стопам великого проповедника Ансгария, Унни (25) переплыл Балтийское море (mare Balticum) и не без трудностей добрался до Бирки. К тому времени уже в течение 70 лет после кончины святого Ансгария никто из учителей, кроме, как пишут, одного Римберта, не решался туда ездить: нашим проповедникам мешало преследование христианства. Бирка – это город готов (oppidum Gothorum), расположеный в центре Свеонии, недалеко от того святилища (templum), называемого Убсолой (Ubsola) (26), что у свеонов – при их cпoco6e почитания богов – является самым частопосещаемым. В этом месте некий залив (27) того моря, которое именуется Балтийским, или Варварским, вдаваясь в северном направлении, образует гавань для варварских племен (barbari), которые обитают там и сям по этому морю, гавань (portus) удобную, но весьма опасную для людей неосторожных и не знающих такого рода мест. Дело в том, что жители Бирки часто подвергаются нападениям пиратов, которых там великое множество. И поскольку они неспособны противостоять пиратам силой оружия, они обманывают врагов хитрым приемом. Они перегородили залив неспокойного моря на протяжении ста и шее стадиев (28) громадами подводных камней (molibus saxorum) и сделали прохождение этого пути опасным как для своих, так и для разбойников. В это место (static), так как оно является самым надежным в приморских областях Свеонии. Имеют обыкновение регулярно съезжаться по разнообразным торговым надобностям (pro diversis commerciorum necessitatibus) все суда данов, или нортманнов (29), равно как и склавов и сембов (Sembi) (30), там также бывают другие народы Скифии (Skithia) (31). I, 63. Прибыв в Бирку, Унни стал проповедовать в непривычных условиях. Однако свеоны и готы, или, если хотите, нортманны, после нападения варваров, когда у них за несколько лет сменилось много жестоких королей, совершенно позабыли христианскую веру, и их было трудно снова обратить. Koроль данов Свейн рассказывал, что тогда в Свеонии правил некто Ринг с сыновьями Херихом [Эриком] и Эдмундом. Перед Рингом у власти были Анунд, Берн и Олаф, о которых упоминается в "Деяниях святого Ансхария" (32), а также другие, имена которых неизвестны. Хотя вышеупомянутые короли и не веровали в Господа, Унни сумел получить у них разрешение проповедовать слово Божие в Свеонии. Итак, свеоны и готы, первоначально обращенные святым Ансгарием, затем вернулись к язычеству, но были вторично обращены святым Унни. I, 64. Завершив свою миссию в Бирке, Унни собирался уже возвращаться назад, но заболел и в середине сентября 936 года умер. Ученики, сопровождавшие его в поездке, позаботились о похоронах. Они погребли тело Унии в городе Бирке, а его голову перевезли в Бремен, где с почестями поместили ее возле алтаря в соборе святого Петра. |
|