КНИГА III

III, 11. Как только Адальберт (82) стал архиепископом, он отправил послов к королям севера для установления дружбы. Кроме того, Адальберт разослал по всей Дании, Нортманнии и Сведии, вплоть до краев земли, увещевательные письма, в которых побуждал живущих в этих странах епископов и пресвитеров, дабы они оберегали церкви Господа нашего Иисуса Христа и, отбросив страх, пеклись об обращении язычников. В это время в Сведии правил Якоб. С его помощью и при поддержке герцога Туфа Свейн изгнал из Дании Магнуса. Свейн взял в жены свою родственницу из Сведии, что очень разгневало архиепископа.

Схолия 62. Свейн, побежденный Магнусом, вверил тому свою судьбу, стал ленником победителя и принес ему присягу. Когда же он, опираясь на данов, восстал снова, был снова побежден Магнусом. Оттого он должен был, сильно встревоженный нарушением своей присяги, бежать к Якову.

Cхолия 63 (82а). Харольд, вернувшись из Греции, взял в жены дочь короля Руссии Герцлефа (82б); другую взял Андрей (82с), король унгров, от которой родился Соломон (82д), король франков Генрих (82е), взял третью, которая родила ему Филиппа (82ж).

III, 14. Умер король-христианин Якоб (83), и королевство унаследовал его нечестивый брат Эмунд (Гамуль), рожденный наложницей Олафа. Хотя Эмунд и был крещен, он мало радел о нашей вере, вместо чего завел у себя какого-то епископа-схизматика (acephalus) (84) Осмунда, которому в свое время епископ нортманнов Сигафрид доверил преподавание в бременской школе. Позабыв оказанные ему благодеяния, Осмунд отправился в Рим, чтобы получить какое-нибудь назначение, но потерпел неудачу и начал скитаться в разных краях, таким лишь образом добившись наконец назначения у некоего епископа Полании (Polania) (85). Затем Осмунд прибыл в Cведию, где провозгласил себя утвержденным папой архиепископом тамошних земель. А когда наш архиепископ отправил своих посланников к королю Гамулю, то они обнаружили там юлившего вокруг короля Осмунда, который носил перед собой крест на манер архиепископа. Еще они узнали, что совсем недавно обращенных варваров уже развратила испорченная ветвь нашей веры (sana fidei nostrae doctrina). Испугавшись присутствия посланников нашего архиепископа, Осмунд, как обычно неправдами, убедил короля и народ изгнать их, как якобы не имеющих папского утверждения (quasi non habentes sygillum aposteli). Они же пошли оттуда, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (86). Оными послами являлись братья бременской церкви, возглавлял же их Адальвард Старший, до этого бывший деканом, а в то время назначенный епископом племени свеонов. Изгнанных свеонами посланников по их просьбе смиренно и со слезами проводил не то племянник, не то пасынок короля по имени Стинкиль (87). Будучи единственным человеком, сочувствовавшим братьям, он одарил их и в сохранности доставил через горы Сведии к святой королеве Гунхильд (88).

III, 15. За то, что свеоны изгнали назначенного к ним епископа, их постигла небесная кара. Королевский сын Анунд, который был послан отцом завоевывать Край женщин (patria feminarum) (89), погиб вместе со всем своим войском от яда, подмешанного амазонками в водные источники (90). Среди прочих напастей, в Свеонии разразились столь ужасные засуха и неурожай, что ее жители отправили к архиепископу послов, прося простить их и вернуть изгнанного епископа, которому они обещали свою верность. Обрадовавшись такому желанию стада, архиепископ дал им просимого пастыря. Прибыв в Свеонию, Адальвард заслужил там всеобщее расположение и, совершая чудеса добродетели, привлек к Христу не знакомое с ним ранее племя вирмиланов (Wirmilani) (91). В это время умер король свеонов Эмунд, а королевство перешло к его племяннику Стинкелю. Стинкель веровал в Господа Иисуса Христа, и все наши братья, бывавшие в тамошних краях, рассказывали о его благочестии. Архиепископ Адальберт, описывая, что в то время происходило в Свеонии, упомянул и о видении епископа Адальварда, в котором последний получил наставление не мешкать и продолжать проповедовать Евангелие.

III, 16. В Нортманнии также происходили великие дела, в то время когда король Харольд превзошел своей жестокостью все безумия тиранов. Много церквей было разрушено этим мужем, много христиан предано мучительной казни. Был он муж могущественный, славный победами и ранее выиграл много сражений против варваров в Греции и в областях Скифии. Вернувшись на родину, он, молния севера и роковое зло для всех датских островов, не знал покоя от войн. Этот муж опустошил все приморские области склавов, он подчинил своему господству Оркадские острова, распространил свою кровавую власть до Исландии. И так, повелевая многими народами, он был ненавистен из-за своей алчности и жестокости (91а).

III, 52. В Свеонии умер благочестивый король Стинкель. После его смерти за власть стали бороться два Эрика (92), да так, что чуть не положили в распре всех сведов. Таким образом, вследствие исчезновения всего королевского рода положение в Свеонии осложнилось. Весьма утяжелилась и доля христианской веры. Назначенные в Свеонию епископы, боясь преследований, сидели дома, и только епископ Сконии опекал приходы Готии, да еще какой-то свеонский наместник (satrapa) по имени Гниф склонял народ к христианству.

Схолия 85. После гибели обоих Эриков в сражении к власти пришел сын Стенкеля Халзстейн (93). Вскоре он был изгнан, а на его место из Руссии пригласили Амундера, затем отстранив и этого, свеоны избрали некоего Хаквина (94).

III, 53. Король данов Свейн рассылал своих клириков проповедовать в Сведию, Нортманнию и на острова, лежащие в тех же краях. Он говорил, что эти проповедники обратили в христианство многие варварские племена, некоторые же из посланных им в Сведию и Норвегию приняли мученическую смерть. В числе последних был некто Эрик-чужестранец, который, проповедуя в самых отдаленных областях Сведии, заслужил венец мученичества: его лишили головы.

III, 70 (95). Архиепископ Адальберт намеревался перед окончанием своей жизни объехать все северные страны, а именно Данию, Сведию, Нордманнию, Оркады (Orchadae) (96) и расположенный на самом краю мира Исланд (Island) (97). Однако благочестивый король Свейн отговорил его от этого, указывая на то, что обратить в христианство варварские народы легче людям одного с ними языка и нравов, чем незнакомцам, которых сии племена очень не любят. Адальберт назначил много епископов в Данию, Сведию, Нордвегию (Nordvegia) и на острова. В письме архиепископа Адальберта епископу Виллельму (98) говорится: "Не хочу скрывать от Вашей братии, что епископ Адальвард (99) совершил неугодное мне дело. Вы присутствовали на его посвящении и были свидетелем того, что я назначил его епископом Сиктоны (Sictone) (100). Он же не пожелал начальствовать над варварским племенем и стремился завладеть кафедрой в Скаране" (101). В Сведию Адальберт отправил шесть епископов, а именно: Адальварда, Ацилина, другого Адальварда, Тадика, Симеона и Иоанна-монаха. Кроме того, некоторые епископы были посланы из других стран (102), но понравились архиепископу, так что он гостеприимно оставил их у себя и с радостью отпустил. В их число входили Мейнард, Осмунд, Бернард, Асгот и многие другие.

Схолия 94. Адальвард Старший был назначен епископом в Готию, Адальвард Младший – в Сиктуну и Убсолу, Симона послали к скритефингам (Scritefingi) (103), а Иоанна – на острова Балтийского моря.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Hosted by uCoz