ПРЕДИСЛОВИЕ Святой Ансгарий (сентябрь 801 – 3 февраля 865) известен в исторической литературе как "апостол Севера". Однако это определение не совсем точно. Ансгария едва ли можно назвать апостолом, так как он не был ни первым крестителем Скандинавии, ни личностью, с которой связана окончательная победа христианства на полуострове. Между тем миссия Ансгария с давних пор считается одним из самых ярких эпизодов в длившемся около трех веков (приблизительно с середины IX до середины XII) процессе христианизации Северной Европы. Причина в том, что наши знания о начальных шагах христианства на Скандинавском полуострове весьма скудны и отрывочны, и лишь там, где дело касается проповеднической деятельности Ансгария, – по словам И.Андерссона, "первой более или менее известной личности в шведской истории" (1), – открывается широкая и сравнительно полная картина. Эту картину рисует замечательный литературный памятник IX в. – "Житие св. Ансгария", авторство которого приписывается ученику и преемнику Ансгария в должности гамбург-бременского архиепископа – Римберту (ум. 888). Житие, отрывки из которого впервые публикуются на русском языке (2), представляет собой практически единственное свидетельство о начале проникновения христианской церкви в самобытный мир скандинавского язычества. Средневековые жития святых писались в соответствии с каноном, т.е. определенной схемой, которую диктовала традиция. Канон обусловливал форму повествования: язык должен был приближаться к языку Библии и писаний отцов церкви. Канон влиял на сюжет, определяя, какие моменты в жизни святого агиографу (автору жития) следовало высветить, а какие опустить. Наконец, канон указывал, в чем должна состоять идейная направленность жития: от агиографа требовалось в первую очередь наставление для потомков, так что поучительность всегда оказывалась важнее исторической достоверности. В этом отношении "Житие св. Ансгария" является не совсем типичным для данного жанра: оно не только чрезвычайно насыщено историческими сведениями, но и весьма выразительно рисует фигуру святого. Перед читателем предстает конкретный человек, а не обобщенный образ проповедника, искусственно объединенный с чередой чудесных событий. В 1965 г. вышло издание "Жития св. Ансгария" в переводе на современный шведский язык. Предисловие к этому изданию написал известный шведский историк Нильс Анлунд. Как он справедливо замечает, особую историческую ценность этого произведения наглядно демонстрирует его сравнение с житием самого Римберта, предполагаемого биографа Ансгария. Во втором памятнике почти невозможно отыскать исторические свидетельства, похожие на те, которыми так богат первый. Вследствие узости кругозора автора "Жития св. Римберта" дальнейшая судьба христианской миссии, основанной Ансгарием в Швеции, покрыта мраком (3). * * * Швеция, как и остальные скандинавские страны, а также Русь, другие славянские государства и Венгрия, была страной "позднего христианства". В Западной Европе христианство стало господствующей религией по окончании "великого переселения народов" (в VI-VII вв.) в результате восприятия язычниками-германцами веры христиан-римлян, среди которых они осели. В регионах же "позднего христианства", которые никогда не находились под властью Римской империи, социальное и культурное развитие шло без прямого влияния норм, выработанных античной цивилизацией. Соответственно и христианство утвердилось в них значительно позднее, в X-XII вв. Крещение Швеции совершалось под влиянием двух главных факторов. Во-первых, северогерманские племена свеев и ётов, населявшие области центральной Швеции, в IX-X вв. находились на стадии возникновения государства, на которой правящие общественные группы стремились к введению христианства и особенно христианской церковной организации, долженствовавшей служить опорой нарождающейся власти. Во-вторых, важную роль играла активная политика Римской курии, вдохновлявшей и направлявшей деятельность миссионеров, все чаще и планомернее проникавших на Скандинавский полуостров. Будучи зачинателями церковной организации, христианские проповедники приходили к людям, все же не вовсе незнакомым с почитанием Христа. Дело в том, что викинги, а также скандинавские купцы, бывавшие в Западной Европе и на Руси, уже имели представление о христианстве, а кое-кто из них даже принимал эту религию. Весьма немногочисленные факты, которые известны о миссионерских поездках в Скандинавию в VIII-IX вв. (в частности, о деятельности Ансгария), собраны вместе уже упоминавшимся шведским историком Н.Анлундом (4), изложению которого мы по большей части и будем следовать. У него же мы позволили себе позаимствовать ряд примечаний к тексту памятника. Итак, первые миссионеры, по-видимому, прибывали в Скандинавию из Фрисландии (современные Нидерланды). В VII-VIII вв. регион Балтийского моря начал вовлекаться в сферу торговых интересов германского племени фризов. Фрисландию и Балтику связывал торговый путь, важнейшим пунктом на котором был южноютландский город Хедебю (он же Хайтхабю, он же, позднее, г. Шлезвиг). В IX в. Хедебю поддерживал оживленные отношения как со шведской (свейской) Биркой (торговым центром европейского значения на озере Меларен), так и с Дорестадом (близ Утрехта), северным форпостом Франкской империи. Судя по упоминаниям в "Житии св. Ансгария" (гл. 20 и 27), именно Дорестад во времена Ансгария являлся местом, где – неизвестно, сколь часто, – принимали крещение некоторые жители Свеаланда (свейских областей, давших название Швеции). Первую миссионерскую поездку в Скандинавию совершил около 700 г. из Фрисландии святой Виллеброрд. Он посетил датского конунга. Последний, видимо, не чинил никаких препятствий проповеднику, однако народ скептически воспринял призыв сменить веру, и миссия не имела успеха. Другим деятелем, у которого возникла мысль организовать проповедническую экспедицию в Скандинавию, был святой Лиудгер (ум. 809), фриз по происхождению. Он был подготовлен к подобной поездке лучше своего предшественника. Живя в Дорестаде, Лиудгер свел знакомство с некоторыми скандинавами, часто посещавшими этот город. Материальную сторону замышлявшейся Лиудгером миссии в те времена могла обеспечить только императорская власть, и он обратился за дозволением и помощью к Карлу Великому, однако тот отказал. Отрицательный ответ императора был вызван государственными соображениями. Дело в том, что, согласно принципам Карла Великого, со скандинавами, уже в его времена начавшими дерзкие набеги на территорию империи (5), следовало придерживаться политики твердой руки, а не заигрывать, совершая тщетные попытки обратить их в христианство. С восшествием на престол Франкской империи Людовика Благочестивого (814-840), "всегда ревностного в том, что касается Господа" (6), наступил новый этап в истории крещения Северной Европы. На этом этапе разрозненные попытки обратить скандинавов в христианство сменились продуманной государственной политикой, осуществление которой связано с именами двух крупных политических фигур того времени – реймсского архиепископа Эбона и гамбургского (с 831 по 858 г.), а затем гамбург-бременского (с 858 по 865 г.) архиепископа Ансгария. Эбон Реймсский (см. о нем примеч. 26) был лицом, приближенным к императору, и то, что поначалу именно ему Людовик доверил проповедническую миссию в Скандинавию, указывает на особую важность, которую придавал император этому политическому шагу. Викинги все чаще тревожили пределы Франкской державы. Конец разбойничьим набегам, по мысли Людовика, можно было положить только посредством христианизации северных стран, что вовлекло бы их в сферу влияния Империи. Ведь если бы скандинавы вошли в семью европейских народов, у преемников Людовика появилась бы возможность вести диалог не с отдельными пиратскими отрядами, а с государями и епископами. Итак, в 822 г. Эбон получил от папы полномочия возглавить миссионерскую деятельность в северных странах. Известно, что осенью 823 г. Эбон уже возвратился вместе с посольством императора из Дании, где окрестил некоторых датчан. В поездке Эбона сопровождал епископ Камбре Халитгер. Проповедники вряд ли ездили дальше Южной Ютландии (область Шлезвиг), которой владел тогда вассал Людовика Благочестивого конунг Харальд (см. о нем примеч. 11). Крупным успехом Людовика и Эбона стало крещение Харальда, состоявшееся летом 826 г. в Майнце. Это событие открыло дорогу дальнейшему распространению христианства в Дании. Несмотря на то, что Харальд неоднократно изгонялся из родной страны политическими соперниками, в периоды своего правления он покровительствовал христианству, и в 827-828 гг. при его дворе жил посланный Людовиком монах Нового Корвейского монастыря Ансгарий. Таков был первый взлет в стремительной карьере будущего "легата святой папской кафедры к свеонам и данам, а также славам и остальным народам северных стран... придерживающимся языческого обычая" (7). Начальный период жизни святого Ансгария (801-827) связан с двумя одноименными монастырями. В первом из них – Старом Корвейском монастыре (8), располагавшемся в Пикардии, недалеко от Амьена, и основанном еще в 627 г. вдовой Хлодвига II Батильдой, – Ансгарий получил блестящее образование и принял монашеский постриг. В другом – Новом Корвейском монастыре, основанном Людовиком Благочестивым в Вестфалии, – Ансгарий до 826 г. (или 827 г.), т.е. совсем молодым человеком, занимал должность преподавателя. Оба монастыря были достаточно влиятельны, что – при определенном таланте к политической деятельности – давало возможность выдвинуться. Ансгарий совершает две проповеднические экспедиции, которые были опасны, но очень перспективны с точки зрения карьеры, ибо шли в русле политики императора (9). Как первая из них, в Данию (827-828 гг. или 829 г.), так и вторая, в Швецию (829-830 гг.), имели максимально возможный успех: Ансгарию удается основать христианские миссии в этих – дотоле языческих – странах. Время покажет непрочность этих миссий, однако уже в 831 г. "под Ансгария" создается новое – Гамбургское – архиепископство, а сам он едет в Рим, где папа Григорий IV (827-844) назначает его (вместе с Эбоном Реймсским) своим легатом в странах Севера. Не останавливаясь на политической деятельности Ансгария, в результате которой в 858 г. к Гамбургскому архиепископству было присоединено Бременское епископство, скажем лишь о центральном моменте его миссионерской деятельности – о второй поездке в Швецию, состоявшейся в 852 или 853 г. Это событие явно воспринимается биографом Ансгария Римбертом как важнейшее деяние святого (хотя бы потому, что его описанию посвящено четыре главы – 25-28). Вот почти все, что известно о самых первых попытках христианских миссионеров крестить Швецию и Данию. Эти попытки имели место в VIII-IX вв. Завоевания проповедников оказались недолговечными, но сами по себе ранние контакты христианской и скандинавской культур отнюдь не безынтересны. Судьба "Жития св. Ансгария" довольно темна. О биографе Ансгария Римберте известно немного. Сведениями о нем мы обязаны небольшому "Житию св. Римберта" и сочинению Адама Бременского. Римберт происходил из одного фландрского монастыря (Thourout, Turholt), pacnoлагавшегося между Брюгге и Ипром. Судя по ряду упоминаний, он очень хорошо знал Ансгария и был его ближайшим помощником. После смерти Ансгария в 865 г. Римберт занял должность архиепископа Гамбург-Бременского. Согласно 20-й главе его жития, Римберт совершил путешествие в Швецию, во время которого чудесным образом усмирил бурю на море. В епископство Римберта (865-888) произошел явный спад активности христианских миссионеров в Скандинавии. Это было связано как с обострившейся политической борьбой внутри развалившейся империи Карла Великого, так и с определенной напряженностью, возникшей между Северной Европой и Восточнофранкским королевством после поражения, которое нанесли саксонскому войску викинги в 880 г. Видимо, все, чего удалось достичь Ансгарию в Швеции, было потеряно. Симптоматично, что сам новый архиепископ выказал себя врагом скандинавов: традиция сообщает, что именно благодаря молитвам святого Римберта, сопровождавшего войско фризов, последним удалось в 884 г. одержать победу над викингами в большом сражении на севере Фрисландии. Исследователи единодушны в высокой оценке писательского мастерства Римберта – как оно выразилось в "Житии св. Ансгария". В этом произведении Римберт выступает не только в качестве агиографа. Его интересуют и политические события, и судьбы вверенного Ансгарию архиепископства, и даже нравы северных народов. Важнейшими особенностями "Жития св. Ансгария" являются живость изложения и впечатление достоверности, которое оно оставляет. Житие было написано в первое десятилетие после смерти Ансгария, когда память о святом была еще очень свежа, и закончено не позднее 876 г. (год смерти Людовика Немецкого, который упоминается в тексте жития как здравствующий). Остановимся на содержании памятника. "Житие св. Ансгария" состоит из 42 глав, которые занимают приблизительно 70-80 страниц печатного текста. Оно начинается с посвящения, обращенного к монахам Старого Корвейского монастыря (гл. 1). Затем следует описание детских и юношеских лет Ансгария: его обучения в монастырской школе (с 806 г.), а также первых видений святого (гл. 2-5). В 6-й главе говорится о том, как Ансгарий стал преподавателем в школе при Новом Корвейском монастыре. Далее Римберт сообщает о крещении датского конунга Харальда (826 г.), бежавшего вследствие поражения в междоусобице ко двору Людовика Благочестивого, а также о проповеднической миссии Ансгария и Аутберта в Данию (827-828 гг., гл. 7-8). В 9-й главе описываются посольство шведов к франкскому императору с просьбой послать в Швецию священников и видение Ансгария, в котором он получает наставление: "Иди и проповедуй народам слово Божье". Вслед за этим рассказывается о первой поездке Ансгария в Швецию и крещении некоторых жителей города Бирка (10) (829-830 гг., гл. 10-11). Далее излагаются обстоятельства назначения вернувшегося из Швеции Ансгария гамбургским архиепископом и папским легатом в странах Севера (831 или 832 г., гл. 12-13). Потом Римберт передает сведения о поездке в Швецию епископа Гаутберта и его изгнании оттуда, а также о разорении Гамбурга викингами (гл. 14-17). 18-я глава жития посвящена описанию кар, обрушившихся на шведов за то, что они изгнали епископа, а большая 19-я глава – рассказу о чудесах, явленных по просьбам благочестивого префекта (11) города Бирки Херигария. В дальнейшем повествовании идет речь о чудесных событиях, связанных с исполнением некоей Катлой последней воли своей матери, женщины-христианки из Свеаланда Фридеборг (гл. 20), о смерти Людовика Благочестивого (840 г., гл. 21), о присоединении Бременского епископства к Гамбургскому архиепископству (858 г., гл. 22), о разрешении, данном датским конунгом Эриком на строительство первой церкви в Шлезвиге (гл. 24). В 25-28-й главах Римберт подробно останавливается на второй поездке Ансгария в Швецию и укреплении христианской миссии в Бирке, а в 30-й главе пишет о походе шведского конунга Олафа в земли куров (12). Затем читатель узнает о преследовании христианства в Дании после смерти конунга Эрика (854 г., гл. 31) и священниках, направленных епископом Гаутбертом в Швецию в 854-870 гг. (гл. 33). Оставшаяся часть жития посвящена общему взгляду на жизнь Ансгария, рассказам о силе веры святого (гл. 34), его видениях (гл. 36-37) и смерти (гл. 40-41). В заключительной 42-й главе объясняется, почему Ансгария следует считать мучеником. В данную публикацию включены первая глава жития (для создания общего впечатления о характере памятника), а также все главы (или их части), из которых можно почерпнуть информацию о шведах и Швеции: 9 (часть), 11, 14, 17 (часть), 18-20, 25 (часть), 26-28, 30, 33. Настоящий перевод выполнен по изданию: Vita sancti Anskarii // Monumenta Germaniae historica. Scriptorum Sectio. Lipsiae, 1925. Т. II. P. 683-725. Сверен по переводу на современный шведский язык: Ansgars levnad oversatt av G.Rudberg. Med historisk inledning av N.Anhlund. Stockholm, 1965. Разбивка на абзацы соответствует шведскому изданию. Имена собственные даны согласно с русской традицией, их латинизированные варианты приводятся в сносках. |
|