САГА О ГУТАХ. КОММЕНТАРИИ

1. Гуты (gutar) – древнешведское племя, населявшее остров Готланд.

2. Подробнее о "Саге о гутах" см.: Е. Wessén. Gutasagan. – "Kulturhistorisk leksikon for nordisk middelalder fra vikingetid til reformationstid", Bd. V. København, 1960 и указанную там литературу.

3. Огонь считался средством, предохраняющим от колдовства и разрушающим чары. Из исландских источников известен также обычай древних скандинавов вступать во владение новой землей посредством обхода ее границ с огнем (факелами) в руках.

4. Один приход на Готланде называется Хавдхем (Hafdhem) – "Жилище Хафлиди".

5. Гути (Guti) – эпоним Готланда.

6. В средние века Готланд делился на три больших судебных округа – тридьунга, буквально – "трети" (ед. ч. þriþiung мн. ч. þriþiungar). Каждый тридьунг делился на два шеттунга, буквально – "шестая часть" (ед. ч. siettung, мн. ч. siettungar). Каждый шеттунг делился на "тинги" (þing). Тинг был самым мелким судебным округом.

7. Археологи констатируют значительное уменьшение находок и изменение типов древностей на Готланде в конце V - первой половине VI в. Это указывает на значительное уменьшение численности населения и, возможно, на эмиграцию с Готланда. В то же самое время в Восточной Прибалтике и в Северо-Западной Руси констатируют готландское влияние на некоторые типы древностей. Б. Нерман (См. В. Nerman. Die Vöíkerwanderungszeit Gotlands. Stockholm, 1935, S. 126 и след.) связывает эти факты с рассказом "Саги о гутах" об эмиграции с острова. В хронике середины XVI в. "Происхождение, переселения, войны и колонии кимвров и готов", написанной по-латыни датским священником Николаем Петрейем, рассказывается, что, после того как в течение столетий население Готланда сильно увеличилось, один из потомков Тиелвара, Хангвар, правивший в то время Готландом, созвал "совет страны". На нем было решено выслать по жребию из страны каждого третьего мужчину. Тогда Хангвар собрал войско из 15.000 воинов и с флотом из "бесчисленных кораблей" отплыл в Эстонию. Это произошло в 903 г. "после всемирного потопа".

8. Торсборг (Þorsborg) – современный Торсбурген, известковая гора в приходе Креклингбу, недалеко от восточного побережья Готланда, на которой сохранились остатки наиболее значительного в Швеции древнего укрепления. Склоны горы в общем обрывисты и труднодоступны, но в более доступных местах в древности были сооружены мощные каменные валы. Предполагают, что для сооружения этой стены в течение целого года должны были работать около 3.000 человек. Считают, что это укрепление было построено около 400 г.

9. Форё – остров у северного побережья Готланда.

10. Эстланд – страна эстов, Эстония.

11. Дагё – остров Хиума.

12. Борг – укрепление. Ср. бург.

13. Дюна – Западная Двина.

14. Рюцаланд (ryza land) – страна русов, Русь.

15. Грекланд – страна греков, Византия.

16. По-видимому, здесь имеются в виду крымские готы, поселения которых существовали в Крыму еще в конце XVIII в.

17. Ср. гл. 4 "Гуталага", где запрещается поклоняться рощам, курганам, языческим богам, священным местам и священным столбам.

18. Тинг (þing) – народное собрание. Народное собрание всего Готланда – "тинг всех гутов" (др.-гутск. gutnalþing) – было высшим судебным и законодательным органом острова. Свои тинги – судебные собрания, на которых творили суд и расправу, – имели судебные округа – тридьунги, шеттунги и тинги (см. прим. 4 к данной главе), на которые делился Готланд.

19. "Кипятящие товарищи" – др.-гутск. suþnautar.

20. Данное место саги свидетельствует о связи языческого культа с тинговой организацией.

21. Приход во внутренней части южного Готланда.

22. Свеи – название древнешведского племени, жившего в Средней Швеции, в Свеаланде.

23. Согласно гл. 15 "Гуталага", вергельд гута равнялся 3 маркам золота. Из "Гуталага" также явствует, что 1 марка золота равнялась 8 маркам серебра.

24. Как рассказывается в преданиях о нем (so sum saghur af ganga). Очевидно, здесь имеются в виду неизвестные предания о колдовстве и мудрости Авайра.

25. Ярл – высшее должностное лицо конунга Швеции до середины XIII в. Судя по имеющимся источникам, ярл был верховным военачальником и верховным судьей.

26. "Тинг всех гутов" – др.-гутск. gutnalþing.

27. "Конунг Уппсалы" – титул конунга свеев во времена язычества.

28. Вероятно, жители земель, подвластных конунгу свеев.

29. Конунг Олаф Святой – норвежский конунг Олаф Харальдссон (1013/1015-1030 гг.).

30. Окергарн (др.-гутск. Acrgarn) – гавань в приходе Хельви в северо-восточной части Готланда. Это место теперь называется Санкт Уловсхольм – "Островок святого Улова (Олафа)".

31. Хайнайм – современный приход Хейнум в северной части Готланда, между Висбю и Хельви.

32. Йерцлаф – русский великий князь Ярослав Мудрый (978-1054 гг.).

33. Хульмгард – Новгород. Олаф Святой бежал из Норвегии в Новгород в 1029 г. Однако в это время резиденция Ярослава была в Киеве.

34. О широкой внешней торговле Готланда в эпоху викингов (IX-XI вв.), т. е. в языческое время, свидетельствуют найденные там многочисленные клады иностранных монет (главным образом немецких, арабских и английских).

35. Приход к северо-западу от города Рума.

36. Куластедар – современный двор Кульстеде в приходе Валльс, западнее Румы; буквально означает "сожженное место".

37. Ви – где-то на месте современного города Висбю. Название Висбю буквально означает "деревня близ Ви", а слово "ви" (vi) означает "святыня, священное место". Следовательно, город Висбю вырос близ центра языческого культа.

38. Стайнкирхиу – какое-то место в приходе Стенчюрка, расположенном северо-восточнее Висбю. Название означает "каменная церковь".

39. Т. е. на священном для язычников месте.

40. По мнению Э. Вессена, слова "ниже горы" добавлены автором текста саги для уточнения местоположения упомянутой церкви ("Svenska landskapslagar" tolkade och förklarade för nytidens svenskar av A. Holmbäck och E. Wessén. Ser. 4. Uppsala, 1943, s. 312, not. 36).

41. Петерсчюрка – "Церковь Петра".

42. "Ученые люди" – вероятно, христианские священники.

43. Атлингабу – приход Атлингбу, севернее города Румы.

44. Фардайм – приход Фардхем, расположенный примерно в центре южной части Готланда.

45. Линчёпинг – место сбора областного тинга Эстергётланда и центр Линчёпингской епархии.

46. Т. е. освящать церкви и выносить решения по церковным делам, подлежащим юрисдикции епископа.

47. Гингерд (gingerþ) – содержание для епископа и его свиты.

48. Эре – ⅓ весовой марки серебра. Пеннинг – самая мелкая серебряная монета. 1 марка пеннингов равнялась 192 пеннингам.

49. Т. е. через 3 года.

50. Т. е. на тинге того тридьунга, где находится епископ.

51. Буквально: "на обсуждение всех людей" (til aldra manna samtalan), т. е. на тинг всех гутов (см. гл. 2 и прим. 16 к гл. 1).

52. Т. е. не на тинг того тридьунга, куда затем направится епископ.

53. Прост – старший священник, пробст.

54. Т. е. ехать в Линчёпинг к епископу.

55. Между 1 мая и 1 ноября.

56. Права и обязанности Линчёпингского епископа на Готланде, описанные в этой главе саги, зафиксированы в гpaмоте от имени архиепископа Лундского и епископа Линчёпингского, датируемой 1216-1223 гг. (Diplomatarium Suecanum, vol. I, Ed. J. G. Liljegren, Stockholm , 1829, №832).

57. По мнению Э. Вессена ("Svenska landskapslagar…" Ser. 4, s. 312, not. 62), это выражение, возможно, указывает на то, что христианство было принято на Готланде вследствие формального решения тинга всех гутов.

58. Ледунг – военно-морское ополчение.

59. Ледунгсламе (др.-гутск. laiþingslami, др.-швед. leþungslami) – буквально: "помеха ледунгу".

60. Т. е. со дня приказа о ледунге до дня сбора ледунга.

61. Палочка-приказ (buþcafli) – деревянная палочка определенной формы, служившая символическим приказом явиться на тинг. Палочка-приказ передавалась из двора во двор.

62. Т. е. после 29 июня.

63. По мнению Г. Хафстрёма (G. Hafströma. Ledung och marklandsindelning. Uppsala, 1949, S. 19), гуты стали обязаны участвовать в шведском ледунге в 1170-1180 гг. Об описанных выше условиях участия гутов в шведском ледунге более кратко говорится в грамоте шведского короля Магнуса Биргерссона, датированной 1285 г. ("Diplomatarium Suecanum", vol. I, № 835).

64. Вероятно, имеется в виду описанный выше случай.

65. Первым шведским королем, о коронации которого упоминается в источниках, был Эрик Кнутссон. Он был коронован около 1210 г. (см. "Diplomatarium Suecanum", vol. I, №144).

66. Королевские печати известны в Швеции со времени правления Карла Сверкерссона (1160-1167 гг.).

ОГЛАВЛЕНИЕ



Hosted by uCoz