САГА О СВЕРРИРЕ Примечания 1 Сигурд конунг сын Харальда – Сигурд Рот (1136-1155), сын Харальда Гилли (1130-1136). (Об этих конунгах см. Круг Земной). В Прологе к другому списку "Саги о Сверрире", в "Книге с Плоского Острова", приводится подробная "родословная" Сверрира, причем здесь перечислены не только все конунги из династии Харальда Прекрасноволосого, но и все конунги из шведского королевского рода Инглингов, включая их легендарного основателя – бога Ингви-Фрейра, сына Ньёрда. Там же приводится и родословная матери Харальда Прекрасноволосого, Рагнхильд, род которой возводится к герою древнескандинавского эпоса Сигурду Убийце Фафнира и дальше к Одину и Тору; последний назван сыном Троаны, дочери Приама, "верховного конунга Трои", род которого восходит к "Адаму, первому человеку". Тем самым скандинавская история и мифология соединяются с античной и библейской. В том же духе написан Пролог к "Младшей Эдде", знаменитой исландской поэтике, в которой содержатся пересказы многих героических и мифологических преданий (см. Младшая Эдда). 2 аббат Карл сын Йона – аббат монастыря Тингейрар на севере Исландии. Подробнее о нем см. в статье "Сверрир в саге и в истории" в Приложении. 3 "Страшилище" – исл. Grýla, персонаж исландского фольклора, великанская пятнадцатихвостая лисица, которой пугают детей; другое значение слова – "пугало". Подробно о том, почему книга о Сверрире получила такое название, см. статью "Сверрир в саге и в истории". 4 братьев Инги, Сигурда и Эйстейна, сыновей Харальда Гилли – о конунгах Инги Горбуне (1136-1161), Сигурде Рот (см. примеч. 1) и Эйстейне (1142-1157) рассказывается в "Саге о сыновьях Харальда Гилли" (Круг Земной). 5 конунговым сюсломанном – см. примеч. 71. 6 Сверрир видел сны, предвещавшие ему великое будущее – о снах Сверрира см. статью "Сверрир в саге и в истории". 7 в Краю Финнов – финны, или саамы, – население крайнего севера Норвегии. 8 отправился в Норвегию – Сверрир отправился в Норвегию в 1176 г., когда ему было 25 лет: таким образом, исходя из хронологии саги, Сверрир должен был родиться около 1151 г. 9 Магнуса и Эрлинга – о конунге Магнусе сыне Эрлинга (1162-1184) и ярле Эрлинге Кривом (ум. 1179) см. Круг Земной. 10 в его дружине – господствующая верхушка норвежской знати была организована в возглавляемую конунгом дружину. К несколько более позднему времени относится "Дружинный устав" (hirðskrá), в котором установлены ранги и права членов дружины и определены размеры их доходов, жалуемых конунгом за службу. 11 получали доходы с его владений – имеются в виду так называемые "вейцлы" (буквально veizla – "пир"), "кормления", представлявшие собой округа, население которых должно было поставлять продовольствие и угощение конунгу или знатному человеку, получившему от конунга право на сбор этих угощений. Подробнее см.: Гуревич А. Я. Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М., 1967. С. 117-149. 12 он был конунгом с согласия всего народа – имеется в виду избрание Магнуса сына Эрлинга на норвежский престол на тинге в 1162 г. 13 потомкам Сигурда Крестоносца – мать конунга Магнуса сына Эрлинга была дочерью конунга Сигурда Крестоносца (1103-1130). 14 Об этом донесли папе – папа Александр III (1159-1181). 15 что его отец – конунг Сигурд – см. примеч. 1. 16 как будто он был сыном простого бонда – бонд (búandi, bóndi) – крестьянин, простолюдин. 17 конунг Олав Святой – конунг Олав сын Харальда, по прозвищу Толстый (1016-1028, 1030), боролся за объединение и христианизацию Норвегии, погиб в битве при Стикластадире (1030) против мятежной знати, поддержанной датским конунгом Кнутом Великим. Вскоре после смерти был провозглашен церковью святым и считался "вечным конунгом" – покровителем Норвегии. О нем см.: Круг Земной. Сага об Олаве Святом. 18 он назвал Сверрира Магнусом – Магнус (Маgnus – Великий) – имя нескольких норвежских конунгов, в том числе сына и наследника Олава Святого (Магнус Добрый, 1035-1047). Сверрир именовал себя (в официальных документах, на монетах и в надписи на государственной печати) REX SVERVS MAGNUS. 19 человек по имени Эйстейн – Эйстейн Девчушка (ум. 1177), называвший себя сыном конунга Эйстейна сына Харальда, брата конунга Сигурда Рот. Эйстейн Девчушка возглавлял повстанцев-берестеников до их разгрома силами ярла Эрлинга Кривого в 1177 г. См. об этом: Круг Земной. Сага о Магнусе сыне Эрлинга. 20 явиться к архиепископу – архиепископ Эйстейн (1161-1188) поддерживал конунга Магнуса и ярла Эрлинга. 21 в Селье – в Селье (в Нордфьорде) был монастырь, построенный в XII в. 22 За три ночи до рождества – 22 декабря 1176 г. 23 к ярлу Биргиру Улыбка – ярл Биргир (ум. 1202) управлял Швецией. 24 После рождества – после 25 декабря 1176 г. 25 бежали кто в Вермаланд или Теламёрк, а кто на юг в Данию – Эйстейн Девчушка и его отряд были разбиты в битве при Рэ, близ Тунсберга, в конце 1176 г. 26 к своей сестре Сесилии – Сесилию, дочь конунга Сигурда Рот, ярл Эрлинг выдал замуж за Фольквида, лагманна в Вермаланде. 27 Обращение берестеников – "берестеники", "биркебейнеры" (birkibienar) – "березовоногие", прозвище, данное повстанцам – сподвижникам Эйстейна Девчушки. Пока они укрывались в лесах от войска законного конунга, одежда у них износилась, и им пришлось завертывать ноги в бересту (см.: Круг Земной. Сага о Магнусе сыне Эрлинга. Гл. 36). Однако они сохраняли это прозвище и впоследствии, когда достигли при Сверрире власти и богатств. 28 либо принять ваше предложение, либо лишиться жизни – об отношениях между Сверриром и Биргиром см. статью "Сверрир в саге и в истории". 29 или Хакона – Хакон Широкоплечий, сын Сигурда (1161-1162). См. о нем: Круг Земной: Сага о Хаконе Широкоплечем. 30 Кнута конунга – Кнут сын Эйрика, Шведский конунг (1167-1195). 31 В воскресенье на великом посту – 6 марта 1177 г. 32 кто дружинниками, кто гостями, кто слугами – в дружине конунга было несколько разрядов воинов с различными функциями и правами. "Гостями", (gestir) называли дружинников, которых конунг посылал с поручениями и которые занимали менее привилегированное положение, нежели его телохранители, "Слуги" (húskarlar) – рядовые дружинники и слуги. 33 я Самуил – Самуил, библейский пророк, помазавший на царство Саула (I Книга царств). 34 В среду на великий пост – 9 марта 1177 г. 35 три с половиной сотни людей – имеются в виду так называемые "большие сотни" (120). "Большие сотни" подразумеваются и в других главах саги. 36 если он не будет выше тех, кто за ним следует – о поведении Сверрира при провозглашении его конунгом, см. статью "Сверрир в саге и в истории". 37 В первое воскресенье поста – 13 марта 1177 г. 38 Они взялись за его меч и стали его людьми – ритуал выражения верности дружинника вождю. 39 провел пасху – 24 апреля 1177 г. 40 Он обещал им улучшение законов – В то время в Норвегии еще преобладало устное обычное право, с которым приходилось считаться и конунгам, и производились первые его записи. Одним из главнейших качеств права, признаком его "добротности", считалась старина – "хорошее право" значило "исконное право", "древнее право". Поэтому изменения и дополнения законов принимали форму его "улучшения" (réttarbórt). 41 Когда прошла пасхальная неделя – 30 апреля 1177 г. 42 лендрманны – лендрманн (lendr maðr) – знатный человек, который получил пожалование вейцлы (см. примеч. 11) или земельного владения от конунга и принес ему присягу верности. Роль лендрманнов в социальной жизни Норвегии в XII в. была очень велика. В их руках сосредоточивалось, по существу, все управление на местах. Они лишь отчасти зависели от государя, т. к., помимо полученных от него пожалований, обладали собственными усадьбами и располагали дружинами и слугами; их влияние на местное население – бондов было основой их относительной самостоятельности. В их владениях сидели, зависевшие от них арендаторы-лейлендинги (рабство в это время почти вовсе исчезло), а бонды были обязаны устраивать для них пиры и снабжать продовольствием их самих и их свиту. Типологически лендрманны близки к западноевропейским ленникам (термин len изредка встречается в норвежских источниках (см. гл. 118), хотя феодальные отношения развивались на Севере сравнительно медленно и так и не сделались основой социального строя. 43 В ночь на пятницу перед троицыным днем – 10 июня 1177 г. 44 С шестнадцатью сотнями – см. примеч. 35. 45 Йон сын Гуннара – ошибка или описка в рукописи: сын Гудрун. 46 нести его навстречу Сверриру конунгу – под стягом святого Олава должен был стоять конунг. 47 Сверрир провозглашен конунгом на Эйратинге – Эйратинг – тинг, судебное собрание в Эйраре, пункте в устье реки Нид. На Эйратинге по традиции провозглашали норвежских конунгов. 48 от каждого из восьми фюльков – фюльк (fylki) – судебно-административный округ, имевший свой тинг. В Трёндалеге насчитывалось восемь фюльков. 49 в подтверждение присутствующие потрясли оружием – по старинному обычаю (восходящему еще к древним германцам), в знак выражения согласия участники тинга символически потрясали поднятым оружием. 50 и в согласии с древними законами – о "древних законах" см. примеч. 40. 51 Орму Конунгову Брату – Орм – лендрманн конунга Магнуса сына Эрлинга. Он был внебрачным сыном Ингирид, жены конунга Харальда Гилли. Но за внука Харальда Гилли выдавал себя и сам Сверрир. 52 В тот день был престольный праздник – праздник, устраивавшийся в годовщину освящения местной церкви. 53 в день Симуна – 28 октября 1177 г. 54 накануне дня всех святых – 31 октября 1177 г. 55 Научитесь от Меня… душам вашим – Матф. 11, 29. 56 и потрясли оружием – см. примеч. 49. 57 кормился там в конунговых поместьях – для того чтобы содержать свою дружину, конунг разъезжал по стране, и бонды той местности, в которой он останавливался, должны были их кормить. 58 Двенадцать бондов… выставит войско в сто человек – в среде бондов выделялись так называемые "могучие бонды", богатые и влиятельные люди, возглавлявшие местное население. См. о них подробнее: Гуревич А. Я. Норвежское общество в раннее средневековье. М., 1977, с. 212-248. 59 полмарки золота – марка золота весом ок. 215 г. делилась на 8 эйриров или 240 пеннингов. На марку в то время можно было купить трех-четырех коров. Способными платить "денарий святого Петра" (налог в пользу папства) считались лица, которые обладали имуществом стоимостью в 3 марки. Пол марки считалось достаточным для годичного прокормления малолетнего. Эти данные дают представление о том, каковы были реальные размеры штрафов и контрибуций, упоминаемых в саге. 60 Харальда сына Гудбранда, родича конунга – внук конунга Эйстейна сына Магнуса и троюродный "брат" Сверрира. 61 двенадцать эйриров золота – см. примеч. 59. 62 за пять ночей до рождества – 20 декабря 1177 г. 63 ездил по пирам – см. примеч. 57. 64 Восточными Странами называли страны по побережью Балтийского моря, т. е. Швецию, Прибалтику и Русь. 65 он велел разослать боевую стрелу – при военной опасности или по другой причине, требовавшей созыва народного ополчения, по селениям и хуторам посылали гонца с железной боевой стрелой, и все боеспособные люди должны были в установленный срок собраться вооруженными. Население Норвегии селилось по преимуществу близ моря и по берегам фьордов, и боевую стрелу возили на корабле вдоль побережья. 66 чтобы созвать и свободных, и рабов – þegn ok þræll – традиционная аллитерированная формула созыва всеобщего ополчения. Однако ее не следует понимать буквально, ибо рабства в последней четверти XII в. в Норвегии практически уже не существовало, а в более ранний период, когда рабы имелись, они обычно не участвовали в военных действиях. 67 Симун был хёвдинг – höfðingi – "главарь", предводитель, вождь. Это общее название всех могущественных людей, возглавлявших местное население. 68 Про хельсингов и ямтов – хельсннги и ямты – жители пограничных с Норвегией шведских областей Хельсингьяланда и Ямтланда. 69 Их была тридцать сотен – большие числа в саге, как и во всей средневековой литературе, не внушают доверия. О скандинавской "сотне" см. примеч. 35. 70 крещеным людям пришлось есть у них конину, чтобы не умереть с голоду – конину употребляли на языческих пирах, и употребление ее христианами поэтому было запрещено. 71 он назначил сюсломаннов для сбора с них штрафов и других податей – сюсломанны (sýslumenn) – должностные лица конунга. Сюсломанны упоминаются в источниках начиная с конца XII в. До этого сбором штрафов и податей ведали управители владений конунга – арманны. В отличие от арманнов сюсломанны выполняли только административные и фискальные функции и в отличие от лендрманнов не были представителями местной знати. Появление института сюсломаннов – важный шаг в оформлении государственного аппарата в Норвегии. Конунг мог назначить на должность сюсломанна незнатного человека, который своим возвышением и положением всецело был ему обязан и который от него зависел. Сюсломаннов, по-видимому, начали назначать еще при конунге Магнусе сыне Эрлинга, однако этот институт укрепился и получил распространение именно при Сверрире. 72 он созвал свое войско на домашний тинг – домашний тинг (hús-þing), – собрание, созванное вне обычного, "официального" тинга. Такое собрание могло быть созвано в усадьбе конунга или в другом месте, даже на корабле (см. гл. 76). 73 подчинил себе теперь все восточные сюслы – сюсла (sýsla) – округ управления, во главе которого поставлен сюсломанн (см. примеч. 71). 74 и плащевики – "плащевики" (Heklungar) – прозвище, которое берестеники дали сторонникам Магнуса сына Эрлинга. Плащ без рукавов и с капюшоном (hekla) – одеяние духовных лиц и монахов, и это прозвище было связано, по-видимому, с тем, что духовенство во главе с архиепископом поддерживало конунга Магнуса против Сверрира. Однако в гл. 41 дано иное объяснение этого прозвища. 75 Это хорошая примета! – на самом деле падение вождя считалось дурной приметой, и вскоре ярл Эрлинг погиб (см. гл. 37); см. об этом статью "Исландские саги в работах М. И. Стеблин-Каменского и 'Сага о Сверрире'" в Приложении. 76 Йон из Рандаберга – Йон из Рандаберга был женат на дочери ярла Эрлинга. 77 К рассвету – 18 июня 1179 г. 78 Тут лендрманны спросили Сверрира конунга – к этому времени на сторону Сверрира уже перешел кое-кто из лендрманнов, которые еще недавно были опорой власти конунга Магнуса сына Эрлинга. Вместе с тем из речи Сверрира, приводимой в этой главе, явствует, что он был готов пожаловать титул лендрманна особо отличившимся сподвижникам. 79 Сверрир конунг произнес на его могиле речь – об этой речи Сверрира, как и о предыдущей (гл. 35), см. статью "Сверрир в саге и в истории". 80 что души всех тех людей… попадают в рай до того, как кровь их остынет на земле – наряду с учением о том, что души попадут в рай или в ад после Страшного суда (после Второго пришествия в "конце времен"), в средние века существовало и другое, противоречившее этому учению представление, согласно которому участь души умершего определяется немедленно после его кончины. Образованная часть духовенства обычно придерживалась первой точки зрения, и в данном случае несколько странное впечатление оставляют слова Сверрира (или автора саги – ученого монаха), будто архиепископ и другие "ученые люди" утверждали, что души погибших приверженцев Магнуса немедленно окажутся в раю. Сам же Сверрир, как явствует далее из его речи, считает подобное утверждение ложью. 81 против конунговых сыновей – Хакона конунга и Эйстейна конунга – Хакон Широкоплечий и Эйстейн Девчушка (см. примеч. 29 и примеч. 19). 82 См. примеч. 74. 83 человек, который жарился на огне, – это Эрлинг ярл, он очень состарился – в оригинале игра слов: eldast значит и "состарился", и "изжарился". 84 как об этом было написано раньше, когда речь шла о неладах ярла с трендами – эти слова толкуют как позднейшее добавление, поскольку их можно понимать как ссылку на сообщение Снорри Стурлусона в "Саге о Магнусе сыне Эрлинга" (гл. XXV-ХХVI), а "Круг Земной", в который входит эта сага, был написан позднее "Саги о Сверрире". 85 его отцу Сигурду конунгу и его брату Хакону конунгу или Эйстейну Берестенику – имеются в виду Сигурд Рот, Хакон Широкоплечий и Эйстейн Девчушка (см. примеч. 29, примеч. 4 и примеч. 19). 86 они всегда верно служили одному и томи же делу – то, что бонды Трандхейма (или Трёндалёга) были более благоприятно расположены к Сверриру, нежели население других областей Норвегии, возможно, объясняется тем, что в этой части страны социальное расслоение шло медленнее, чем в юго-западной или юго-восточной Норвегии; в Трандхейме проявили относительную устойчивость самостоятельные бонды, противившиеся нажиму со стороны лендрманнов и церкви, на которых опиралась монархия Магнуса сына Эрлинга. Сверриру удалось воспользоваться этими противоречиями и заручиться поддержкой трандхеймских бондов. Подробнее см. статью "Сверрир в саге и в истории". 87 привести корабли бондов – жители прибрежных районов, организованные в корабельные округа, были обязаны на свой счет строить и снаряжать боевые корабли, поставлять для них людей и обеспечивать их продовольствием. Этот флот участвовал в ополчении, которое созывал конунг. 88 Рюги и хёрды, филы и сюгны – в висе перечисляются жители разных областей Норвегии: рюги – жители Рогаланда, хёрды – жители Хёрдаланда, филы – жители Фьялира, сюгны – жители Согна. 89 если он хочет спасти жизнь своего сына, пусть явится к конунгу и сделается его человеком – по-видимому, речь идет о заложнике, которых во время военных действий захватывал конунг, с тем чтобы обеспечить верность их родственников. В тексте налицо путаница: Магнус угрожает не сыну Хавли Эйольву (он служит конунгу Сверриру), а самому Хавли. 90 сыновья Магнуса Голоногого – конунг Магнус Голоногий (1093-1103), сыновья которого Эйстейн, Сигурд Крестоносец и Олав после его смерти правили одновременно. См.: Круг Земной. Сага о сыновьях Магнуса Голоногого. 91 сыновья Харальда – конунг Харальд Гилли, сыновья которого Сигурд Рот, Инги Горбун и Эйстейн также некоторое время правили Норвегией совместно. См.: Круг Земной. Сага о сыновьях Харальда Гилли. 92 В понедельник перед вознесением – 26 мая 1180г. 93 Во вторник перед вознесением – 27 мая 1180 г. 94 Карл – калечит ярлов – сочетание-противопоставление терминов "карл – ярл" (каrl – jаrl) – "простолюдин – знатный муж" встречается в эддической "Песни о Риге", которая рисует своего рода "мифологическую социологию" скандинавского общества. В этой песни Карл, бонд, простой крестьянин – землепашец и скотовод, а Ярл – благородный и богатый человек. 95 Слава о человеке живет всего дольше – эти слова перекликаются с максимой из "Речей Высокого": "одно… вечно бессмертно: умершего слава". 96 Кому суждено… хуже всего пасть при бегстве.– Вера в судьбу была в равной мере присуща и скандинавам в дохристианскую эпоху, и средневековым христианам. Однако в средние века судьба понималась как воля Творца, тогда как язычники видели в ней самостоятельную силу, правящую миром, включая и самих богов; вместе с тем, у каждого человека – собственная судьба, понимаемая как удача, везение. В данном контексте, где упоминается Hel – царство мертвых в скандинавской мифологии, можно предположить сохранение дохристианской веры в судьбу-удачу. 97 Мист монист – женщина (Мист – валькирия). 98 Филиппус сын Арни… Ивар Галли – здесь, как и в других местах саги, поименно названы те участники битвы, которые отличались знатностью или были лендрманнами. 99 к Вальдамару конунгу – датский конунг Вальдемар I (1157-1182), связанный родством с конунгом Магнусом по женской линии. 100 накануне Петрова дня – 29 июня 1180 г. 101 на вторую неделю великого поста – 24 февраля 1181 г. 102 Нуннусетр – женский монастырь. 103 до пасхи – 5 апреля 1181 г. 104 Никто из нас не сможет надеяться остаться в живых, если он попадет в руки плащевиков или жителей Вика – из этой главы явствует, что в противоположность жителям Трандхейма, которые поддерживали Сверрира, население Вика, как и бонды Юго-Западной Норвегии (см. гл. 49), было настроено по отношению к нему враждебно. 105 не решались зацепить их большие корабли баграми – о древнескандинавской тактике морского боя, когда противники стремились, взять вражеский корабль на абордаж и захватить его, "очистив" его от врагов, см. статью "Сверрир в саге и в истории". 106 за неделю до троицына дня – до 24 мая 1181 г. 107 В воскресенье после троицына дня – 31 мая 1181 г. 108 Я не хочу, чтобы вы связывали корабли – см. статью "Сверрир в саге и в истории". 109 На ней были гости – см. примеч. 32. 110 Эйрик епископ – Эйрик сын Ивара, епископ Ставангра, впоследствии архиепископ Нидаросский (1189-1205), умер в 1213 г. 111 высадить ученых людей – священников. "Ученым человеком" в то время в Европе считался человек, знавший латынь. 112 Эйрик был в Миклагарде и служил у Манули конунга – Миклагард – Константинополь; Манули конунг – византийский император Мануил I Комнин (1143-1180). 113 доказать посредством божьего суда – божий суд, или ордалия, – испытание, которому должен был подвергнуться человек, желавший доказать свою невиновность либо обосновать какие-то права и притязания. Существовало несколько видов ордалий – испытание раскаленным железом, кипятком, водой, поединок. В данном случае Эйрик подвергся испытанию раскаленным железом. После поста и молитв он взял в руки раскаленный докрасна кусок железа и сделал, держа его, несколько шагов. После этого руки забинтовывали, а на третий день их открывали и осматривали: отсутствие ожогов означало, что подвергшийся испытанию выдержал его и доказал свою правоту. В ордалиях причудливо смешивались воедино нехристианские представления народа с элементами церковного ритуала (испытуемый предварительно возлагал руки на мощи святого и Библию, молился и постился; вся процедура ордалии проходила под руководством и контролем священника). 114 Но я не буду нести железо, чтобы доказать, кто отец других людей – Эйрик не желал, чтобы испытание, которому он подвергнется, послужило доказательством того, что и Сверрир – действительно сын конунга Сигурда. 115 на второй Олавов день – 3 августа 1181 г. 116 конунг Магнус Добрый поделил страну пополам с братом своего отца Харальдом – конунг Магнус Добрый, сын Олава Святого, делил управление Норвегией со своим дядей Харальдом Суровым в 1046-1047 гг. 117 Я был помазан и коронован легатом из Румаборга – помазание и коронация Магнуса сына Эрлинга произошла в 1163 (или 1164) г. Это была первая коронация в Норвегии с участием католического епископата. Однако церковное посвящение Магнус получил не от папского легата, а от архиепископа Эйстейна, который несколько позднее сделался папским легатом. 118 Эрлинг Кривой – точнее, "Кривошеий". Эрлинг получил это прозвище за то, что, как рассказывает "Сага о Магнусе сыне Эрлинга", "у него была несколько короткая шея", а голову он держал "немного вкривь". 119 Эйстейна, моего племянника, они убили в Рэ. – Об этих событиях повествуется в "Круге Земном". 120 чтобы тот, кто не сын конунга, был назван конунгом, до того как ты был назван им, Магнус конунг. – Магнус не был сыном конунга. Его отец ярл Эрлинг был лендрманном, но женился на Кристин, дочери конунга Сигурда Крестоносца. Право же на престол в Норвегии имели лишь потомки конунгов по мужской линии. 121 Летом он собрал все налоги – первый налог в Норвегии (помимо "денария святого Петра") – поборы, заменявшие строительство и снаряжение кораблей, а также службу в морском или пешем ополчении. Термин Leiðengr применялся поэтому как к ополчению, так и к налогу. 122 незадолго до дня Мартейна – день св. Мартина 11 ноября (1181 г.). 123 сын Сверрира Лавард – старший сын Сверрира, в то время мальчик лет восьми (ум. в 1200 г.). Lavarðr – "господин", от древнеангл. hlāford (отсюда "лорд"). 124 Скальд Халль сын Снорри – исландский скальд XII в. Из "Перечня скальдов" известно, что он сочинил драпу о Магнусе сыне Эрлинга, однако она не сохранилась. 125 Курсивом здесь и далее выделены вставные предложения. Характерным приемом скальдического синтаксиса является тмесис – "семантически немотивированное разъединение одного предложения другим предложением или его частью" (Смирницкая О. А. О поэзии скальдов в "Круге Земном" и ее переводе на русский язык; там же см. подробно о поэзии скальдов). В пределах полустишия одно предложение разрывается другим, либо два предложения переплетаются, образуя сложный словесный орнамент. 126 Струг… Олавов – Олавов Корабль. 127 зверя мачты – корабль. 128 Эгир – морской великан, море. 129 Круторебрый Готи строп – корабль (Готи – конь Гуннара). 130 Урочищем Ракни – морем (Ракни – морской конунг, т. е. предводитель викингов). 131 Грохот … металла – битва. 132 гости – о "гостях" см. примеч. 32. 133 на север в Агдир – в саге ошибка: Агдир находится не на севере, а на юго-западе Норвегии. 134 После сретения – 2 февраля 1182 г. 135 в субботу на второй неделе великого поста – 20 февраля 1182 г. 136 скальд Бьярни сын Кальва – другие его стихи неизвестны. 137 В пятницу, когда в городе кончилась месса – 26 февраля 1182 г. 138 катапульта – катапульта или баллиста – метательное орудие, впервые упоминается в источниках по истории Норвегии в 1135 г. 139 собрал налоги – см. примеч. 121. 140 к великому посту – март 1183 г. 141 такое большое войско должно было кормиться в продолжение двух зим в одном фьорде. – Необходимость в постоянном передвижении войск по стране вызывалась не только военными операциями, но в немалой мере и тем, что им было невозможно оставаться на длительный срок в одной местности из-за нехватки продовольствия, которое должны были поставлять местные жители; чрезмерные тяготы, связанные с содержанием больших отрядов, служили источником недовольства и даже мятежей бондов. 142 на рождество – 1183 г. 143 Ему принадлежало право сбора налогов с финнов. Зимой он ездил в горы для торговли с ними и для сбора налогов – финны, или саамы, населявшие Халогаланд, были данниками норвежских конунгов. Они платили подати шкурами зверей и другими продуктами охоты, морского промысла и оленеводства. Управитель этой сюслы, державший под своим контролем сбор даней и торговлю с саамами, был одним из наиболее богатых сюсломаннов Норвегии. 144 Это был большой корабль на двадцать скамей – размеры корабля определялись числом скамей для гребцов, которые сидели на них по четыре или шесть человек (и даже по восемь, см. гл. 158), весла были тяжелые. Корабли с двадцатью или с тридцатью скамьями считались большими и могли перевозить до двухсот и даже трехсот человек (см. гл. 80, 81). 145 Утром в вознесение – 26 мая 1183 г. 146 собраться на домашний тинг – о "домашнем тинге" см. примеч. 72. 147 Йона сына Халлькеля – Йон сын Халлькеля – знатный лендрманн, женатый на дочери конунга Харальда Гилли и в свое время враждовавший с ярлом Эрлингом и конунгом Магнусом. 148 Эйстейн архиепископ прибыл в начале лета с запада из Англии – архиепископ Эйстейн находился в изгнании в Англии с 1180 г. 149 А Магнус конунг отправился тем летом на юг в Данию, к Вальдамару конунгу – в это время конунг Вальдемар уже скончался и Данией правил его сын Кнут. 150 жители Согна считают убитых ворами и злодеями и не собираются платить за них виру. – О выступлениях бондов против сюсломаннов см. статью "Сверрир в саге и в истории". 151 На нем было две сотни и восемьдесят человек – две "большие сотни" плюс 80 (т. е. 320 человек). 152 В четверг утром – 14 июня 1184 г. 153 Теперь надо рассказать… – вопреки традиции саг излагать ход событий в линейном времени, не возвращаясь вспять; в данном случае автор, прежде чем поведать о решающей битве при Фимрейте, в которой погиб конунг Магнус, обращается к фактам деятельности этого конунга в предшествовавшие месяцы (гл. 83-87). 154 на четвертый день пасхи – 4 апреля 1184 г. 155 В воскресенье после пасхальной недели – 8 апреля 1184 г. 156 Харальд сын Инги конунга – неизвестное лицо. 157 Об исландце Мани – Мáni значит "луна", "месяц". Сохранилось еще несколько стихов скальда Мани. Известно, что в 1213 г. он посетил Снорри Стурлусона. 158 князь державы… небесной – бог. 159 дорогой водорослей – морем. 160 Хорошо ты сочинил, Месяц! – играя именем Мани, конунг Магнус называет его Tungli – "месяц". 161 Халльдором Болтуном – Халльдор Болтун – исландский скальд первой половины XII в., сочинявший стихи в честь шведских, норвежских и датских конунгов. Его прозвище вызвано тем, что он сочинял длинные песни. 162 Ворог мира – муж. 163 вернулся к конунгу в среду – 13 июня 1184 г. 164 В четверг в полдень – 14 июня 1184 г. 165 столько воро́н, что каждый канат был покрыт ими. Люди никогда не видели раньше такого чуда – воро́ны, в изобилии усевшиеся на корабле Магнуса, – примета, предвещавшая несчастье. Тот же мотив находим в "Круге Земном". В "Саге о Харальде Суровом" рассказывается, что походу этого конунга в Англию, окончившемуся его гибелью, предшествовало немало неблагоприятных видений и снов. Так, один человек, находившийся на корабле конунга, видел во сне, что на носу каждого из конунговых кораблей сидит птица – это были орлы и во́роны. 166 Теперь надо рассказать о Сверрире конунге. В ту пятницу, когда дни жгли дома в Сокнадоле – 15 июня 1184 г. Повествование возвращается к тому моменту, на котором оно было остановлено в гл. 82. 167 на сей раз вы пошлете конунга в Хель – см. примеч. 96. 168 Мы не будем связывать наши корабли – о нововведениях Сверрира в боевой тактике см. статью "Сверрир в саге и в истории". 169 у Магнуса Манги сына Эйрика Стагбрелля – Магнус Манги был племянником ярла Оркнейских островов Рёгнвальда. 170 Тут конунг увидел… стал грести прочь и к берегу – английский историк Гаторн-Гарди (см. о нем статью "Сверрир в саге и в истории") толкует этот эпизод битвы при Фимрейте как проявление трусости Сверрира, в тяжелую минуту покинувшего свой главный корабль. Этому противоречит, как кажется, мужественное поведение Сверрира в других битвах. 171 Тем, кто слушает – саги были предназначены преимущественно для слушания, их или пересказывали, или читали вслух. 172 Запел кюриаль – Kyrie eleison – "Господи, помилуй" (католическая молитва). 173 не меньше восемнадцати сотен человек – т. е. 2160 человек (если считать на "большие сотни" по 120). По предположительным расчетам историков на стороне Магнуса в этой битве сражались 3200 воинов, а на стороне Сверрира – 1900 (из них 320 находились на Маринином Корабле). Число погибших, указанное в саге, явно завышено. 174 На следующий день – 16 июня 1184 г. 175 В следующее воскресенье – 24 июня 1184 г. 176 В следующий понедельник – 25 июня 1184 г. 177 Miserere … mе – "Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня" [Псалтирь 56 (55), 1-2]. 178 против моего брата Хакона – конунг Хакон Широкоплечий, сын конунга Сигурда Рот. 179 Через одну зиму – 1185 г. 180 дочери Эйрика конунга шведов – Эйрик Святой (ум. 1160). 181 Кнута конунга шведов – Кнут Эйрикссон (1167-1195). 182 Сигурд по прозвищу Лавард – см. примеч. 123. 183 другого звали Хакон – Хакон сын Сверрира – конунг в 1202-1204 гг. 184 Восстание кукольщиков – "кукольщики" (Kuflungar) от kufl – капюшон, монашеский куколь. 185 Через одну зиму после смерти Магнуса конунга – 1185 г. 186 ко дню Микьяля – день св. Михаила 29 сентября. 187 После пасхи в ту весну – 13 апреля 1186 г. 188 Немцы – немецкие купцы из прирейнских областей Германии. 189 один был гость, другой – челядинец конунга – о "гостях" и "слугах" конунга см. примеч. 32. 190 привозят с собой пшеницу и мед, муку или ткани – Норвегия с ее скудными почвами мало пригодными для хлебопашества, хронически страдала от недостатка зерна, которое ввозила из разных стран. 191 вывезти отсюда масло и сушеную треску – масло было одним из главных продуктов экспорта из скотоводческой Норвегии, так же как и рыба, которую ловили жители приморских районов, где сосредоточивалась значительная часть населения страны. 192 Воины должны быть в мирное время, как ягнята, а в немирье – свирепы, как львы – слова Сверрира прямо перекликаются с надписью на печати Сверрира: "Король Сверрир-Магнус, яростный, как лев, кроткий, как агнец". 193 Купцы и бонд…, по мере своих сил. – в рассуждениях Сверрира о воинах, купцах, бондах и "меньшом люде", которые должны, каждый на свой лад, выполнять присущие их социальной природе обязанности, находят отражение распространенные в ту эпоху в Европе представления о том, что увенчиваемое монархией общество состоит из разрядов, служащих благополучию целого. Однако развивавшие эту доктрину церковные деятели Англии и Франции подчеркивали первенствующую роль духовенства и монашества – пастырей, призванных печься о вверенных им душах. Сверрир же, который находился с церковью в, крайне напряженных отношениях, игнорирует духовное сословие и говорит, только о мирянах. В норвежском "Королевском зерцале", трактате, составленном при внуке Сверрира Хаконе сыне Хакона, обсуждаются наряду с другими сюжетами образ жизни и обязанности купцов и мореплавателей, дружинников конунга, судей и самого государя; раздел о духовенстве и бондах не сохранился в дошедшей до нас рукописи 194 в сваре Хлёкк – в битве (Хлёкк – валькирия). 195 Блакк – исландский скальд XII в. Висы Блакка известны только из "Саги о Сверрире". 196 птица ран – ворон. 197 зверю распри – волку. 198 пота Ран – крови. 199 после мессы Павла – день св. Павла 25 января 1188 г. 200 был выбран Эйрик епископ – архиепископ Эйрик, еще будучи ставангрским епископом, держал сторону конунга Магнуса и ярла Эрлинга. 201 и он в то же лето уехал из страны – новый архиепископ отправился в Рим, где он должен был быть рукоположен папой. 202 до мессы Микьяля – 29 сентября 1188 г. 203 крепость Сион – крепость в Нидаросе, которую приказал построить Сверрир. 204 Мы не можем сражаться с безголовыми людьми – в саге игра слов: hofuðlauss – "безголовый" и hofðing – "хёвдинг", т. е. главарь. 205 На востоке в лесах – пограничная область между Норвегией и Швецией, где укрывались мятежные элементы и откуда выходило немало повстанческих отрядов на всем протяжении "гражданских войн". Характерно, что нередко против этих бунтовщиков выступали не только войска конунга, но сами бонды, опасавшиеся грабежей и насилия. 206 В конце лета после гибели Йона Кукольщика – 1189 г. 207 получил паллий – епископское одеяние. 208 Николаса сына Арни, конунгова брата из Стодрейма – Николас сын Арии (епископ в 1188-1225 гг.) был сыном королевы Ингирид из знатного шведского рода Стейнкилей. Он был активным сторонником конунга Магнуса. 209 Маргрет, конунговой жене – Маргрет – жена конунга Сверрира. 210 Конунг сказал, что он сделает это ради нее. – Епископа выбирало духовенство, но с согласия конунга. Сверрир действительно был против избрания Николаса (это явствует из послания архиепископа Эйрика папе римскому) и выдвигал своего кандидата. Николас был избран епископом Осло. 211 Но ценность полновесного эйрира была вдвое больше, чем неполновесного.– В XI в. в золотые монеты стали подмешивать медь или чеканить монеты неполного веса (см. примеч. 59). В результате в обращении находились монеты двух сортов. Конунг и архиепископ требовали, чтобы платившиеся им штрафы и денежные подати вносились полноценной монетой. 212 чтобы его сын был посвящен в конунги – имеется в виду закон о престолонаследии, принятый ярлом Эрлингом Кривым вместе с высшим духовенством в 1163 (1164) г. (см. статью "Сверрир в саге и в истории"). 213 законами, введенными конунгом Оловом Святым – ссылки на "Законы Олава Святого" – апелляция к старинному праву. При Олаве Святом в первой половине XI в. в Норвегии законы не записывались, т. к. письменность (не считая руническое письмо) появилась лишь в XII в. 214 божьи права должны всегда расти и никогда не уменьшаться.– В полемике между Сверриром и архиепископом Эйриком слышатся отзвуки борьбы между светской и церковное властью, которая развертывалась в Западной Европе со второй половины XI в. (борьба между империей и папством, спор из-за инвеституры). 215 он может оставаться в его дружине – см. примеч. 10. 216 но не имел больших доходов – имеются в виду вейцлы кормления (см. примеч. 11). 217 На следующую зиму – 1185 г. 218 к Кнуту конунгу – см. примеч. 181. 219 В то самое лето, когда скончался ярл – 1190 г. 220 на востоке в лесах собралась шайка – см. примеч. 205. 221 В драпе был такой стев – драпа – скальдическая песнь с припевом (стев). 222 Жезл меча – воин, здесь Торлейв Широкая Борода. 223 книгу законов трендов, которая называется Серый Гусь… книге Золотое Перо, которую велел написать архиепископ Эйстейн – "Серый Гусь" Магнуса Доброго неизвестен из других источников (это название впоследствии было дано сборнику исландских законов). Что касается "Золотого Пера" архиепископа Эйстейна, то, возможно, части его были включены в "Законы Фростатинга" – трандхеймский областной судебник XIII в., в котором имеется раздел о правах церкви, составленный под влиянием канонического права (каноническое право он и имел в виду, ссылаясь на "римский Божий Закон"). Названия "Серый Гусь" и "Золотое перо", как полагают, связаны с цветом переплетов этих сборников (так же как названия первых двух исландских историй Норвегии – "Красивая Кожа" и "Гнилая Кожа"). 224 тогда они управляли этими церквами и назначали в них священников. – Право возводить церкви в своих владениях и назначать в них священников (так называемое право "eigenkirche"), которым широко пользовались в Западной Европе в раннее средневековье, решительно оспаривалось папством, отстаивавшим независимость церкви от мирян и светских властей. В Норвегии право eigenkirche существовало довольно долго и священники подчас находились в полной зависимости от владельцев церквей. 225 вашим сюсломаннам… отбирать у них и еду, и пиво!– Архиепископ пытается использовать в собственных интересах противоречия между бондами и сюсломаннами, которых конунг Сверрир действительно нередко возвышал из мелкого люда и которые, располагая широкими административными полномочиями, притесняли местное население поборами. 226 Он там долго оставался и был желанным гостем. – На Дании архиепископ Эйрик обратился, к папе с жалобой на действия конунга Сверрира. 227 получил от Сверрира конунги лен и права лендрманна. – Один из немногих случаев, когда права лендрманна (lenzmannz rétt) и обладание леном (len) выступают в норвежских памятниках в тесном сочетании, что указывает на определенное сближение социальных отношений в Норвегии с феодальным строем в более развитых странах континента Европы (см. примеч. 42). 228 Олав, зять Харальда ярла – Харальд – ярл Оркнейских островов. 229 Фюльгьи наших врагов носятся здесь вблизи – Фюльгья (fylgia) по древнескандинавским языческим верованиям, которые сохранялись частично и в христианскую эпоху, – двойник, дух, воплощение удачи или невезения, присущего данному роду или индивиду. Обычно фюльгья делается зримой перед смертью человека и принимает женский облик или облик животного. Под воздействием христианства представление о фюльгье сближалось с представлением об ангеле-хранителе. 230 Со смерти Магнуса конунга тогда прошло восемь лет – 1192 г. 231 Следующей весной – 1193 г. 232 отправляется в викингский поход на запад – походы викингов завершились в XI в., и заявление Халлькеля было не более чем уловкой: он отправился на Оркнейские острова с намерением объединиться с другими противниками Сверрира. 233 в начале великого поста – 1194 г. 234 В субботу перед вербным воскресеньем – 2 апреля 1194 г. 235 Утром – 3 апреля 1194 г. 236 Их корабли сновали туда и сюда… они привыкли прибегать к этой хитрости. – О новой тактике морского боя, применявшейся Сверриром, см. статью "Сверрир в саге и в истории". 237 Это была хорошая подмога. – Предполагается, что именно к сражению при Флорувагаре может быть приурочено следующее послание сына конунга Сигурда Лаварда, вырезанное им на рунической дощечке и адресованное неизвестному лицу в Бергене (имя адресата и часть надписи стерлись): "Сигурд Лавард шлет привет… от Господа и от себя. Конунг хотел бы получить твой военный корабль. Что касается вооружения… копья из железа, стоимостью в 18 локтей (домотканой материи), что я послал тебе с Йоном Эри. Просьба моя к тебе – пойти мне навстречу в этом деле. А если ты выполнишь мою волю, то взамен будешь иметь нашу истинную дружбу и ныне, и впредь". Появление боевого корабля из Бергена вполне могло быть ответом на просьбу Сигурда: выше говорится, что у конунга в это время не было больших кораблей. Дощечка была найдена в Бергене в 1963 г. во время археологических раскопок и расшифрована А. Листёлем (см.: Liestøl А. Соrrespondence in Runes // Medieval Scandinavia, 1968. Vоl. 1). 238 поставили Муху Победы – "Муха Победы" – кеннинг ворона. По-видимому, на стяге Сверрира был изображен ворон. 239 Когда Сигурд Ярлов Сын услышал о битве, он повернул на юг и уплыл в Данию. – На самом деле Сигурд не поплыл прямиком на юг, в Данию, но перевалил через горы и пришел в Телемарк, где оставил в приходской церкви в Винье следующую надпись: "Сигурд ярлов сын вырезал эти руны в субботу после дня Ботольва (17 июня), когда он бежал сюда и не пожелал примириться со Сверриром, убийцей своего отца и братьев". (Цит. по кн.: Skard V. Norsk Sprakhistorie. Oslo; Bergen; Тromsø, 1973. Вd. 1. S. 82). 240 Папа отлучал Сверрира конунга от церкви, если он не предоставит архиепископу всего, что тот хочет и требует. – Папа Целестин III (1191-1198) в июне 1194 г. направил послание архиепископу Эйрику, подтверждающее все права и привилегии норвежской церкви; послание содержало угрозу церковного проклятия нарушителю. Однако это послание не достигло Норвегии до того, как Сверрир был коронован и помазан верными ему епископами (см. гл. 123). 241 Эйрику Слепому – архиепископ Эйрик ослеп (см. гл. 117). 242 Тогда приехал туда легат, посланник папы, со своими спутниками – И ничего не известно о папском легате в Скандинавских странах в 1194 г. В Дании легаты были в 1192 и 1196 гг. 243 В день апостолов Петра и Павла – 29 июня 1194 г. 244 Предыдущей зимой умер в Исландии епископ Торлак Святой. – Епископ Скалхольта Торлак (1178-1193) был объявлен святым на альтинге (народном собрании Исландии) в 1198 г. 245 Следующей весной – 1195 г. 246 Архиепископ Эйрик прислал тогда в Норвегию послание с требованием, чтобы все епископы приехали из Норвегии к нему. – Папа Целестин III проклял верных Сверриру епископов в ноябре 1194 г., но архиепископ Эйрик в 1195 г. жаловался папе на то, что их отлучение не возымело действия. 247 и Рикард Черный Магистр – англичанин, бенедиктинский монах, как и епископ Торир, учился в Париже, в то время главном центре теологического и философского образования на Западе. 248 Он поставил сюсломаннов, которые должны были следить за выполнением этого – фактически Хьяльтландские острова попадали под власть конунга Норвегии. 249 послание с печатью, называемое золотой буллой. – Золотой буллой называли грамоту, к которой была привешена золотая печать; такие грамоты посылали папы и государи. 250 Сверрир конунг должен прислать конунгу греков десять сотен хороших воинов. – Алексей III Ангел низложил с императорского престола летом 1195 г. своего брата Исаака Ангела; сын Исаака Алексей ("Кирьялакс") искал поддержки у западных монархов, в особенности у Филиппа Швабского, женатого на его сестре. Это было началом подготовки к походу, состоявшемуся в 1204 г. (IV крестовый поход, который привел к захвату и разграблению Константинополя крестоносцами). 251 В ту осень – 1195 г. 252 и с ними один кардинал из Румаборга – кардинал Фиданца прибыл в Данию осенью 1196 г. и умер в Лунде в феврале 1197 г. 253 снял отлучение от церкви с конунга и со всего его государства. – Послание о снятии отлучения было фальшивкой, и в своих посланиях папа Целестин III и его преемник Иннокентий III писали о подделке, совершенной Сверриром, и подтверждали его отлучение, под которым он оставался вплоть до своей смерти. 254 Весной – 1196 г. 255 Это войско называли посошниками – "посошники" (Ваglar) от bаgаll (лат. baculus) – епископский посох. 256 Возможно, имеется в виду жена Сверрира, шведка по происхождению. 257 Был созван Боргартинг – Боргартинг – тинг в Борге (Сарпсборге), областное собрание Вика (юго-восточная Норвегия). 258 Ивар Косой был посвящен в епископы в Хамаре – Ивар Косой – старый противник Сверрира, был посвящен в епископы в 1197 г. 259 Следующей весной – 1197 г. 260 ранней весной, и в день Халльварда – 15 мая 1197 г. 261 до самого дня Маргреты – день св. Маргариты 20 июля 1197 г. 262 И если бы мы перечислили всех потомков Ингирид. – Ингирид, дочь шведского конунга, первым браком была замужем за датским принцем и имела от него сыновей Магнуса и Буриса; Магнус убил Эйрика Святого и сделался конунгом Швеции; Бурис, который жил при дворе Вальдемара Датского, изменил ему и был ослеплен. Затем Ингирид была замужем за конунгом Харальдом Гилли и, наконец, за Арни, от которого родила Филиппа и Николаса, будущего епископа. 263 в день Якоба – день св. Иакова 24 июля 1197 г. 264 У него так мало народу, что на полскамьи приходится не больше одного человека – см. примеч. 144. 265 протрубили сбор к дележу добычи. – Раздел добычи между воинами конунга был предусмотрен "Дружинным уставом" (см. примеч. 10). 266 на Эйратинге – см. примеч. 47. 267 они выплатили все налоги и подати – налог, заменявший явку в ополчение (leiðangr), и плата с корабельных округов (liðagjalld). Корабельный округ – группа дворов бондов, которые объединялись для снаряжения боевого корабля и поставки его команды, – флот бондов был подчинен королю. Здесь эта служба заменена налогом. По мере укрепления нового социального строя военная служба бондов все более вытеснялась службой профессиональных воинов, а бонды превращались преимущественно в податное сословие. 268 Биргира Улыбки – см. примеч. 23. 269 за трое суток до дня Андреса – 27 ноября 1197 г. 270 Зимой после рождества – 1198 г. 271 за две ночи до дня Бреттивы – 9 января 1198 г. 272 за неделю до дня Халльварда – 15 мая 1198 г. 273 Берестеники захватили оба корабля – по-видимому, здесь ошибка – не "берестеники", а "посошники". 274 и все эти люди не успеют ступить на землю, как разбегутся – Ополчение бондов обычно не отличалось высокой боеспособностью по сравнению с профессиональными воинами, составлявшими ядро обеих враждующих сторон, и на него трудно было положиться тем, кто их насильно сгонял для участия в военных действиях (см. примеч. 267). 275 бонды не посчитались с его словами – Сигурд по приказу Сверрира должен был собрать ополчение горожан, но называет их в данном случае "бондами" (bœndr). Далее Сверрир созывает на тинг жителей Бергена, требуя от них поддержки, и дело кончается тем, что они выставили ему сотню человек, "тo были бонды и купцы" (bœndr oc kaupmenn). Города в Норвегии в то время были незначительными, и даже такие торговые центры, как Берген, еще не были резко отделены от сельской местности. 276 Мунклив – мужской монастырь бенедиктинцев в Бергене. 277 воздвигнуть каменную церковь – характерный для Норвегии того периода тип церквей – деревянные двухкаркасные церкви с двумя ярусами столбов внутри и со стенами, в рамы которых вставлены вертикальные деревянные пластины (stavkirke). Но в XII в. уже начинали возводить каменные церкви и соборы (в Трандхейме, Ставангре и других городах), создававшиеся под влиянием романской архитектуры. Укрепления в XII в. строили преимущественно из дерева и земли, но в Нидаросе и Бьёргюне по приказу Сверрира были возведены первые каменные крепости. 278 южные хёрды – жители южной части Хёрдаланда, юго-западной области Норвегии. 279 из своих херадов – херад – округ, сельская местность, совокупность усадеб. Для Норвегии не типично деревенское поселение, бонды селились в обособленных усадьбах или небольшими хуторами. 280 в канун дня Йона – день св. Иоанна 24 июня 1198 г. 281 в канун дня Лавранца – день св. Лаврентия 10 августа 1198 г. 282 в канун дня Марии – 7 сентября 1198 г. 283 В споре стрел – в битве. 284 во второй раз перевалил через Раудафьялль – в первый раз конунг проделал этот путь осенью 1177 г. 285 предводителями у них были Торстейн Кугад и Эйндриди Трёнд. – Здесь не назван предводитель третьего корабля – Киннад сын Эльдриди, упоминаемый в другом списке саги. 286 Карл, сын Сёрквира конунга – Сёрквир (Сверкир) – шведский конунг (1196-1210; о нем см. гл. 127). Карл должен был быть еще мальчиком, так как Сёрквиру было в то время не более 34 лет. 287 А еще чего лишились берестеники – так это своего превосходства. – Дела Сверрира и его сподвижников в то время действительно были из рук вон плохи. Осенью 1198 г. папа уполномочил архиепископа наложить интердикт на Норвегию, что означало запрет духовенству отправлять службы, крестить новорожденных и отпевать умерших. (Об интердикте известно из документов римской курии, "Сага о Сверрире" его не упоминает.) Одновременно бергенский епископ, ранее придворный священник Сверрира (см. гл. 123), отложился от него. 288 взимали налоги и корабельные сборы – см. примеч. 121. 289 Рикард, английский конунг – Ричард Львиное Сердце, король Англии (1189-1199). 290 Йон, его брат – Иоанн Безземельный, король Англии (1199-1216). 291 просил их построить для него несколько кораблей с тем. Чтобы он мог избавить страну от набегов посошников – см. примеч. 87 и примеч. 267. 292 будет лучше всего, если в каждом округе Трёндалёга бонды оплатят расходы по снаряжению одного корабля. – По закону бонды Трандхейма должны были снаряжать и содержать на свой счет 80 двадцатискамеечных кораблей. Но в данном случае побор был не столь обременительным: каждый из восьми фюльков Трандхейма по требованию конунга должен был оплатить снаряжение лишь одного корабля, правда большего, чем обычно размера. 293 После пасхи – после 18 апреля 1199 г. 294 На троицу – 6 июня 1199 г. 295 со своими морскими баранами – "морские бараны" – кеннинг кораблей. 296 Сдается мне, однако, что дворы трёндов превратятся в золу – Как показал Л. Хольм-Ульсен, в речи епископа Николаса содержится явная аллюзия на вису Тормода Скальда Черных Бровей, произнесенную перед битвой при Стикластадире (1030), когда скальд дает совет конунгу Олаву Святому сжечь дома бондов (см.: Круг Земной). 297 заприметив в воздухе Муху Победы – "Муха Победы" – знамя конунга Сверрира (см. примеч. 237). 298 В первую пятницу после дня Ботольва – 18 июня 1199 г. 299 угодили им в драконью голову на носу Халльвардова корабля. – Со времен походов викингов штевни кораблей скандинавов были украшены резными деревянными головами драконов и змей. 300 в стальном шлеме и в панцире – и то и другое гаутской работы – т. е. изготовленные в Швеции. 301 пребенда – дар, полученный церковью; содержание, назначенное священнику. 302 в ночь на одиннадцатый день рождества – 4 января 1200 г. 303 он был братом Гутхорма архиепископа – Гутхорм был архиепископом с 1214 по 1224 г. Автор саги в данном случае забегает далеко вперед по сравнению со временем, о котором повествует (прием, малохарактерный для саги как жанра повествования). 304 Сверрир конунг… обложил бондов военной повинностью: каждое тягло должно было выставить одного человека, а сверх того дать еще фунт муки и голову скота. – О лейданге (leiðangr) см. примеч. 87 и примеч. 267. Человек, представленный в ополчение, должен был быть обеспечен своим корабельным округом продовольствием на два месяца; сюда входили полфунта муки и столько же масла, но в данном случае, когда вес муки был удвоен, а вместо масла требовали голову крупного домашнего скота т. е. побор резко возрос, это вызвало возмущение бондов. 305 каждый – и свободный, и раб – см. примеч. 66. 306 В среду на великий пост – 1 марта 1200 г. 307 В пятницу – 3 марта 1200 г. 308 В воскресенье – 5 марта 1200 г. 309 Уже занимался день – 6 марта 1200 г. 310 банда маркаманнов – Маrkamenn – жители пограничных со Швецией лесов, синоним преступных, вне закона стоявших людей, мятежников. 311 раумы – раумы – жители фюлька Раумарики в юго-восточной Норвегии. 312 Не в обычае берестеников строиться во время сражения. Мы бросаемся в бой… малыми группами, и потому впереди может оказаться любой, кто захочет.– О боевой тактике Сверрира см. статью "Сверрир в саге и в истории". 313 вперед, все воины Христа, люди креста и святого Олава конунга – боевой клич Сверрира почти буквально воспроизводят боевой клич конунга Олава Святого в битве при Стикластадире, в которой он погиб: "Вперед, вперед, люди Христа, люди креста, люди конунга!" (Круг Земной: Сага об Олаве Святом. Гл. 226). Свою связь с Олавом Святым Сверрир подчеркивал, рассказывая о сновидении (см. гл. 5) и в других случаях (см. гл. 32). Подробнее см. статью "Сверрир в саге и в истории". 314 Духом ты не похож на предков – эти строки принадлежат, по-видимому, к утраченной части эддического цикла о Сигурде. В гл. 18 "Саги о Вёльсунгах", прозаического переложения эпических песней, находим аналогичные слова Регина, обращенные к Сигурду: "не похож ты отвагою на своих родичей". 315 В старости воин не станет храбрым раз был сызмала трус – цитата из "Речей Фафнира", 6 ("Старшая Эдда"). 316 На следующее утро – 7 марта 1200 г. 317 канун пасхи – 8 апреля 1200 г. 318 В первый день пасхи – 9 апреля 1200 г. 319 Весной – 1201 г. 320 А то место зовется Гестабакки – "Берег Гостей" (см. примеч. 32). 321 О риббальдах – Ribballdar (от средневек. лат. ribaldus) – наемные солдаты. В XIII в. в Норвегии, как и во Франции, это слово употреблялось в качестве синонима разбойников. Иоанн Безземельный имел таких риббальдов на своей службе во Франции. После того как в 1200 г. Иоанн заключил мир с французским королем, он послал (в 1201-1202 гг.) норвежскому конунгу не менее 150 воинов, прибывших к Сверриру в Берген. 322 до дня Николаса – 6 декабря 1201 г. 323 Тогда же Инги был провозглашен конунгом – в гл. 132 говорится, что Инги был провозглашен конунгом на Боргартинге. 324 Сверрир конунг в течение двадцати недель осаждал Тунсберг – с 8 сентября 1201 г. по 25 января 1202 г. 325 Он прибыл туда в великий пост или незадолго до того – 27 февраля 1202 г. 326 Утром во вторник на второй неделе великого поста – 5 марта 1202 г. 327 На следующее утро – 6 марта 1202 г. 328 Тогда же он приказал прочитать письмо об управлении государством… и повелел скрепить его печатью. – Предполагается, что это послание содержало совет сыну примириться с епископами. 329 не было у меня других сыновей, кроме Хакона.– Его сын Сигурд Лавард умер в 1200 г. 330 В субботу на великий пост – 9 марта 1202 г. 331 octauo idus marcij anno ab incarnatione domini nostri Jesu Christi. M.° СС.° XV (и восьмую иду марта в год от воплощения Господа нашего Иисуса Христа 1215 – лат.). – Указание на восьмую иду марта ошибочно, т. к. по тексту саги Сверрир скончался в субботу на великий пост, а в 1202 г. этот день приходился на 9 марта. Единственная дата, прямо указанная в саге, это дата смерти Сверрира (в сагах вообще, как правило, отсутствуют подобные указания). Но дата эта указана ошибочно и находится в прямом противоречии со всеми другими сведениями, приведенными в этой же главе. Год 1202 установлен в соответствии с летосчислением, которому следовал автор саги. 332 В тот же год умер Кнут… а со времени гибели Магнуса конунга сына Эрлинга минуло тогда восемнадцать зим. – Все эти хронологические указания подтверждают, что Сверрир умер в 1202 г.: Кнут Датский умер в 1202 г., конунг Вальдемар вступил на датский престол в 1202 г., ярл Биргир умер в 1202 г., правление Сверрира, если считать его с момента, когда он возглавил биркебейнеров в 1177 г., длилось 25 лет, а конунг Магнус сын Эрлинга погиб в 1184 г., за 18 лет до кончины Сверрира.
|
|