ИСТОРИЯ О ДРЕВНИХ НОРВЕЖСКИХ КОРОЛЯХ

Глава 21. О Магнусе, сыне блаженного Олава

После этого, по прошествии почти трех лет (1), норвежцы, движимые поздним раскаянием за преступление, которое они совершили по отношению к блаженному Олаву, и в то же время не снеся тирании Альфивы, матери Свейнона, постановили послать за Магнусом, сыном блаженного Олава, который был тогда отроком десяти лет (2); они желали хотя бы сыну вернуть то, чего жестко лишили отца. Они избрали для этого предприятия четырех мужей (3): ярла Рагнвальда, который как мы выше сказали, был в тесной дружбе с блаженным Олавом, Эйнара Брюхотряса, Свейна Быка и Кальфа, сына Арни, который ранее питал весьма недружественные чувства по отношению к блаженному Олаву, теперь же, движимый раскаянием, прилагал все усилия, чтобы восстановить в царствовании его сына. Когда те пришли в Русцию к Ярицлаву и Ингигерде, у которых воспитывался отрок, они сообщили королю о решении, которое приняли они сами и вся Норвегия. Королева Ингигерда отказывает им, утверждая, что вовсе не отпустит мальчика, если они клятвенно не пообещают, что он будет провозглашен королем (4); ведь она очень любила блаженного Олава (5) и потому весьма ревностно следила за воспитанием его сына. Те же, пообещав все и даже больше того, что от них требовалось, получают разрешение уехать (6); и вот, вернувшись в Норвегию, они были с великой радостью приняты всеми на родине, и тут же отрок Магнус был при одобрении всего народа возведен на престол.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Здесь, как можно понять из этой фразы, речь идет о весне 1032 г., поскольку по Теодрику, Олав погиб летом 1029 г.

2. По Теодрику, получается, что Магнус родился в 1022 г. Большая часть источников, впрочем, как и большая часть исландских анналов, датирует его рождение 1024 г. Указанный здесь возраст совпадает с ремаркой "Обзора саг о норвежских конунгах", что "ему было почти одиннадцать лет, когда он пришел в страну", т. е. в Норвегию и с начальной строфой "Драпы о Магнусе Арнора Скальда Ярлов": "Щедрому хёвдингу не сравнялось и одиннадцати лет, когда он… снарядил великолепный боевой корабль и Гардов".

3. Состав посольства и даже порядок перечисления имен совпадают с "Обзором саг о норвежских конунгах".

4. Так называемая "клятва двенадцати". В соответствии с норвежскими законами, с человека могло быть снято обвинение на основании совместной клятвы его самого и определенного числа людей. Клятвы различались по числу соклятвенников, каковых могло быть один, три, шесть или двенадцать.

5. Из саг нам известно, что в 1017 г. Олавом Харальдссоном была предпринята попытка решить норвежско-шведский пограничный конфликт, и в Швецию был отправлен послом Бьёрн Окольничий. Одним из способов урегулирования конфликта была женитьба Олава Норвежского на дочери Олава Шведского Ингигерд, и решение об этом браке было принято на тинге в Упсале. Однако Олав Шведский нарушил данное им обещание, и в 1019 г. Ингигерд была выдана замуж за русского князя Ярослава Мудрого, а Олав Харальдсон женился на ее сестре Астрид. В ряде мест в сагах мы встречаем намек на существование между Олавом и Ингигерд неких теплых чувств и взаимной привязанности. Так, "Прядь об Эймунде" заканчивается такой фразой: "И когда Олав Святой Харальдсон был в Гардарики, был он у Рёгнвальда Ульвсона, и между ними была самая большая дружба, потому что все знатные и славные люди ценили Олава конунга, когда он был там, но всех больше Рёгнвальд ярл и Ингигерд княгиня, потому что любили они друг друга тайной любовью".

6. Скорее всего, в XI в. "мир" давался тем же способом, что и в более позднее время – сопроводительным охранным документом.

* * *

Исходные данные: Т. Н. Джаксон. Исландские королевские саги о Восточной Европе. – М.: "Ладомир", 2000.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100



Hosted by uCoz