ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ Географические представления древних скандинавов Большой интерес в Скандинавии к географии мира в XII-XIV вв. вполне естествен. Богатейший практический опыт и знания по топографии Европы были накоплены еще в эпоху викингов в результате многочисленных походов скандинавов на запад вокруг Европы, на острова Северной Атлантики вплоть до побережья Северной Америки и на восток, включая Малую Азию, Прикаспийские страны, Среднее Поволжье. Эти знания, не будучи закреплены в письменной форме до XII в., тем не менее сохранялись в обществе и находили отражение в бытовавшей в то время словесности, в первую очередь сагах. Проникновение западноевропейских ученых сочинений дало толчок к созданию собственной географической литературы, которая должна была закрепить практический опыт и обобщить разнообразные сведения об известных скандинавам землях. Вместе с тем латинская хорография существенно расширила круг географических знаний скандинавов. К XII в. она насчитывала уже шесть веков существования и впитала в себя две весьма различные по характеру традиции, объединение которых происходило в VI-XI вв. Важнейшими комплексами, из которых черпали сведения и которыми руководствовались средневековые географы, были позднеримские географические сочинения (через которые средневековье познакомилось с античной географией) и библейские космология и география (72). Античная география передала средневековью как свои крупнейшие достижения (представления о шарообразной форме Земли, о широтной зональности и др.), так и комплекс сведений о странах и народах обитаемого мира, особенно о тех из них, связь с которыми в эпоху средневековья была утрачена (Средняя, Юго-Восточная Азия, Африка, кроме средиземноморского побережья). Непосредственным источником античных географических знании стали сочинения Юлия Солина "Собрание достойных упоминания вещей", написанное в конце III или начале IV в. н. э. и содержащее выдержки из трудов Марка Теренция Варрона (116-27 гг. до н. э.), Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.), Помпония Мелы (I в. н. э.), Макробия "Комментарии ко сну Сципиона" (рубеж IV-V вв.), Марциана, Капеллы "О браке Филологии и Меркурия" (V в.), наконец, обширнейшая энциклопедия испанского епископа Исидора Севильского (ок. 570-636 гг.) (73), явившаяся важнейшим источником географических знаний средневековья. Вторым основополагающим источником средневековой географии стали библейская космогония и космология и библейская география. На формирование географических представлений наибольшее влияние оказали из ветхозаветной литературы книги "Бытие" и "Книга Иова", из новозаветной – послания Павла. Истолкование первых глав книги "Бытие", повествующих о творении Вселенной и Земли, вызвало к жизни обширную литературу, начало которой было положено византийским автором IV в. Василием Кесарийским (74). Особенно велика была роль библейской традиции в формировании наиболее общих "теоретических" представлений о мире, которые определяли и отбор, и истолкование конкретных географических фактов. Однако при всей авторитарности библейской картины мира попытки создания географической модели Земли только на основе Библии без учета практических данных не получили распространения в Западной Европе. "Христианская топография" Косьмы Индикоплова (начало VI в.), представляющая попытку свести воедино и оформить в виде законченной системы библейские космологические и географические представления, вызвала критику современников и не нашла апологетов в Западной Европе (75). Поэтому приспособление и согласование античных позитивных знаний с христианской концепцией мироздания, формирование более или менее непротиворечивой картины Земли стали основной задачей христианских географов раннего средневековья. Эта задача уже не стояла перед скандинавскими географами XII-XIV вв. Античное наследие было переработано и включено в христианскую географическую систему значительно раньше и не могло восприниматься как нечто чуждое или инородное в ней. Основной задачей являлось соединение собственного разнообразного и обширного практического опыта с географическими сведениями и общей картиной Земли в христианской географии (76). Результатом явилось создание своеобразного сплава христианского (но во многих моментах восходящего к античности) представления о мире, его членении, ландшафте, народах и конкретных, реальных сведений о самой Скандинавии и окружающих ее землях. В то же время топография ойкумены играла важную роль и в христианской и языческой системах представлений. Поэтому в публикуемых ниже трактатах обнаруживается сложное переплетение разнородных элементов (77). Пространственный кругозор древнескандинавских географических трактатов в основе своей охватывает ойкумену античного мира (78) в той форме и степени, как она отразилась в средневековой хорографии. Максимальное расширение границ известных земель (до эпохи Великих географических открытий) относится к двум периодам: IV в. до н. э. – времени походов Александра Великого, когда произошло прямое знакомство европейцев со странами Востока, Средней Азии и появились реальные сведения об отдаленных районах Восточной Азии вплоть до Китая, и первым векам нашей эры – времени расцвета Римской империи (79). Эти сведения продолжали сохраняться на протяжении всего средневековья, но, не обогащенные личным опытом и прямыми контактами с отдаленными территориями Азии и Африки, они застывают и отвердевают как устойчивый и неизменяемый набор штампов. Опираясь на сочинения Орозия (начало V в.), Исидора Севильского (конец VI – первая треть VII в.), Бэды Достопочтенного (конец VII – первая треть VIII в.), древнескандинавские географические трактаты воспроизводят весь комплекс традиционной западноевропейской хорографии. В них характеризуется территория от Индии на востоке до Испании и Ирландии на западе, простирающаяся на юг вплоть до Эфиопии и Сахары. Книжное происхождение этих описаний проявляется как в отсутствии каких-либо новых по сравнению с предшественниками данных, так и в использовании лишь устоявшейся, восходящей к античной топонимики. Отсутствие собственных знаний об Азии и Африке сказывается и в постоянных неточностях в передаче названий, ошибках в размещении стран, отнесении (иногда в одном произведении) одной и той же страны в разные части мира и т. д. Однако пространственный кругозор в древнескандинавских географических сочинениях шире, чем в западноевропейской хорографии. Он включает и те территории, которые были практически неизвестны западноевропейским географам, но хорошо знакомы скандинавам: Скандинавские страны и Финляндию, Восточную Европу, острова Атлантического океана, Северную Америку. Знания о них накапливались постепенно, начиная с VIII в., т. е. с первых походов викингов, что нашло отражение в древнейших письменных источниках Скандинавии – рунических памятниках (80). Личное знакомство с этими регионами очевидно и из большого количества деталей топографического, этнографического, исторического характера (81), и из создания для них собственной топонимики. Представления о форме, размерах и устройстве мира являются одним из существеннейших разделов географического знания в любую эпоху. Созданные в период господства христианской идеологии, географические сочинения не могли не опираться на основополагающие для христианства космологические и географические идеи. В древнескандинавской астрономической литературе и компутистике, основанных на практических наблюдениях, Земля не раз называется jarđar böllr – "земной шар" (82). В географической же литературе и сагах форма Земли не оговаривается специально. В средневековой географии представление о шарообразной форме Земли, унаследованное от античности, не было забыто или отвергнуто (83). Хотя наиболее известные в Скандинавии христианские авторы Орозий, Исидор и некоторые другие обходили вопрос о форме Земли молчанием, в других сочинениях, рукописи которых также имелись в средневековых библиотеках Скандинавии (например, "De sphaera" Сакробоско), шарообразность Земли не только утверждалась, но и доказывалась опытными данными. И с этими идеями древнескандинавские книжники не могли не быть знакомы. То же предположение могло быть выдвинуто и самими скандинавами на основании собственных астрономических и навигационных наблюдений, например Одни-Звездочетом (84). По географическим трактатам, ойкумена окружена "мировым морем" (úmsjór "или, по книжному, Океаном"). Представление о реке-океане, омывающей обитаемый мир, свойственно всей античной литературе, начинал с Гомера, и переходит в средневековье (85); в то же время в древнескандинавской языческой космологии также представлена идея "внешнего моря". Обитаемый мир (heimr) делится на три части: Азию, Африку и Европу, первая из которых занимает восточную половину (значительно реже – треть) мира, вторая – юг западной половины, третья – север западной половины. Части мира разделены Средиземным морем, которое рассматривается как залив Мирового океана, и реками Танаис (Дон) и Геон (Нил). Очевидно, что взгляды на членение Земли и границы частей в древнескандинавской географии не оригинальны, но заимствованы у западноевропейских авторов, которые, в свою очередь, полностью опираются на античную традицию, идущую от Гекатея (86). На крайнем востоке в соответствии с библейской географией размещен рай, подробное описание которого заимствовалось у Исидора (Etym., XIV, HI, 2-3) (87). Таким образом, представления о происхождении и организации физико-географического пространства полностью согласуются с христианской концепцией мира, разработанной в трудах крупнейших теологов III-V вв. нашей эры. Проблемы этногенеза в географических трактатах по сути согласуются с библейской этногенетической легендой: после всемирного потопа мир был заселен потомками Ноя: Сима (Азия), Хама (Африка) и Иафета (Европа); от них происходят все народы, обитающие в мире. Однако перечень народов, приводимый в Библии (Бытие, IX, 18 – XI, 32) (88) и обусловленный пространственным кругозором ее создателей, отнюдь не соответствовал ни исторической обстановке XII-XIV вв., ни кругозору древнескандинавских географов. Значительное число народов Европы, и в первую очередь сами скандинавы, оказывались непричастны к единой семье христианских народов. Поэтому уже несколько пополненные у Иеронима и Исидора списки народов, происходивших от Сима, Хама и Иафета, подвергаются в Скандинавии дальнейшему расширению и модернизации. Оставляя практически не тронутыми перечни народов Азии и Африки, составители и общих описаний Земли, и специального трактата "О заселении земли сыновьями Ноя" включают в список народов Европы в первую очередь жителей Скандинавии, Восточной Прибалтики, Древней Руси, основываясь на имеющихся в их распоряжении сведениях об этническом составе этих регионов. Среди общих проблем физической географии, рассматривавшихся античными географами (климат, происхождение физико-географических явлений, почвы и др.), средневековье продолжило разработку теории широтной зональности (89). Вслед за западноевропейской традицией древнескандинавские географы выделяют три климатические зоны: жаркую, умеренную и холодную, из которых пригодной для жизни считается только умеренная. На основании собственных наблюдений они уточняют северные границы обитаемой зоны, отодвигают их значительно дальше на север: крайней на севере населенной областью они считают Бьярмаланд и соединенную с ним (по тогдашним представлениям) Гренландию. Европейские же географы незнакомые со Скандинавией, в своих описаниях доходят обычно до Южной Швеции и Норвегии, иногда упоминают Исландию, но северная часть Фенноскандии и Восточной Европы им практически неизвестна. Пространственная ориентация как проблема является скорее философской, чем географической, однако принципы ориентации физического пространства, окружающего человека, играют весьма важную роль в характеристике географических взглядов древних скандинавов. Давно было замечено, что направление движения, обозначаемое в сагах (и сторон света – в географических трактатах), может как соответствовать реальному, так и отклоняться от него, причем никакой системы в этих отклонениях выявить не удавалось. Однако исследование родовых саг (90) показало, что существовали две системы ориентации: одна, связанная с описанием плаваний в открытом море и основанная на достаточно точных наблюдениях звездного неба, вторая – для характеристики движения по суше (в данном исследовании – внутри Исландии) и при каботажных плаваниях, основанная на административном делении Исландии на четверти. В первой системе направления реальные и обозначаемые терминами norđr, suđr, vestr, austr (север, юг, запад, восток) совпадают. Во второй центром ориентации является административный центр каждой из четвертей, и направление движения определяется относительно него, а не сторон света, т. е. при движении из Западной четверти в Северную направление обозначалось как северное, хотя реальным было северо-восточное или восточное. Видимо, сходные принципы ориентации пространства отражены и в географических трактатах, где, как правило, центром ориентации является южная часть Скандинавского п-ова и направление определяется по начальной фазе движения: т. е. все земли, как бы они реально ни располагались по отношению к Скандинавии, считаются лежащими к востоку, если путь к ним идет через Восточную Прибалтику и Русь (например, Византия, Палестина), или находящимися на севере, если путь пролегает через северную часть Скандинавского п-ова. Таким образом, система пространственной ориентации в географических трактатах в высшей степени условна и далеко не всегда соответствует реальной. ПРИМЕЧАНИЯ 72. Beazley C. R. The Dawn...; Wright J. K. The Geographical Lore..., p. 9-76. 73. Solin; Macrobii Ambrosii Theodosii Commentarii in Somnium Scipionis / Ed. J. Willis. Lipsiae, 1963; Martianus Capella. De nuptiis Philologiae et Mercurii / Ed. A. Dick. Teubingen, 1925; Etym. 74. Robbins F. E. The Hexemeral Literature. A Study of the Greek and Latin Commentaries on Genesis. Chicago, 1912. 75. Дитмар А. Б., Шаброва О. Д. Отражение некоторых географических идей античного времени в трудах средневековых авторов. – Вести, обществ, наук АН АрмССР, 1974, №5, с. 99-101. 76. В Скандинавских странах этого времени было известно большое число географических сочинений и энциклопедий, содержащих географические разделы. Наибольшей популярностью пользовались сочинения Солина, Исидора, Орозия. См.: Richter H. Geografiens historia..., s. 11-25; Graslund J., Benediktsson J. Geografisk litteratur. – KLNM, b. V, sp. 263-268. 77. Подробнее о географических представлениях в Скандинавии см.: Мельникова Е. А. Географические представления...; Gurevich A. Y. Space and Time..., p. 45. 78. Heidel W. The Frame of the Ancient Greek Maps with a Discussion of the Discovery of the Sphericity of the Earth. N. Y. 1937; Glacken C. J. Changing Ideas of the Habitable World. – In: Man's Role in Changing the Face of the Earth / Ed. W. L. Thomas. Chicago, 1956, p. 70-92; Исаченко А. Г. Развитие..., с. 72; Дитмар А. Б. География..., с. 58-63, 87-93. 79. Bunburv E. H. A History.... vol. I, p. 407-465; vol. II, p. 141-171. 80. Jansson S. B. F. Om främmande länders och orters namn i svenska runinskrifter. – In: Ortnamnssälskapets i Uppsala årsskrift. Uppsala, 1954, s. 32-55; Мельникова Е. A. Скандинавские рунические надписи..., с. 198-209. 81. В западноевропейской хорографии XII-XIV вв. эти регионы почти не освещены. 82. AÍ, b. II, s. 86, 115. 83. Дитмар А. Б., Шаброва О. Д. Указ. соч.; Wright J. K. The Geographical Lore..., p. 150-153; Taylor E.C.R. Ideas on the Shape, Size and Movements of the Earth. L. 1943; Steinen W. v. d. Kosmos des Mittelalters. Bern, 1959. 84. См.: AÍ, b. II, s. 115. 85. Дитмар А. Б. География..., с. 35; Шишова И. Л. Представление об Океане у античных авторов. – В кн.: Вести, древней истории, М., 1982, вып. 3, с. 114-126; Bunbury E. H. A History..., vol. I, p. 36-37, 145; Wright J. K. The Geographical Lore..., p. 18. 86. Дитмар А. Б. Вопросы географического районирования суши в античное время. – В кн.: XIII Международный конгресс по историческим наукам: Материалы по истории геолого-географических наук. М., 1971, с. 12-13; Он же. География..., с. 36; Bunbury E. H. A History..., vol. I, р. 146. 87. Wright J. К. The Geographical Lore..., p. 261-263. 88. Wagner S. Die Stammtafel...; Simons J. The 'Table of Nations'... 89. Дитмар А. Б., Чернова Г. А. Развитие идеи широтной природной зональности. – Изв. АН СССР. Сер. географическая, 1967, № 4, с. 127-134; Wright J. К. The Geographical Lore..., p. 156-157. О разработке физико-географических проблем в античное время см.: Дитмар А.Б. География... 90. Haugen E. The Semantics of Icelandic Orientation. – Word, 1957, vol. 13, N 3, p. 447-459; см. также: Hastrup K. Culture and History in Medieval Island. Oxford, 1985.
|
|