Арон Яковлевич ГУРЕВИЧ
Арон Яковлевич Гуревич – выдающийся российский историк-медиевист, культуролог. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки (1993). Окончил кафедру истории Средних веков исторического факультета Московского государственного университета (1947 г.), аспирантуру Института истории АН СССР (1950 г.). Кандидат исторических наук (1950 г., тема диссертации: "Крестьянство Юго-Западной Англии в донормандский период"). Доктор исторических наук (1962 г., тема диссертации: "Очерки социальной истории Норвегии в IX-XII вв."). Ученик крупнейшего специалиста по средневековой истории Англии академика Е. А. Косминского. Профессор. В 1950-1966 гг. преподавал в Калининском педагогическом институте (Тверь): ассистент (1950-1951 гг.), старший преподаватель (1951-1956 гг.), доцент (1956-1963 гг.), профессор (1963-1966 гг.). В 1966-1969 гг. – старший научный сотрудник сектора истории культуры Института философии АН СССР. В 1969-2006 гг. – ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник Института всеобщей истории АН СССР/РАН, заведующий Центром исторической и культурной антропологии (1987-2006 гг.); в 1989-2006 гг. возглавлял издаваемый Центром ежегодник "Одиссей. Человек в истории". В 1989-2006 гг. – профессор кафедры истории и теории культуры философского факультета МГУ (также преподавал в МГУ на филологическом факультете в 1975-1977 гг.). В 1992-2006 гг. – главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ. Один из авторов курса "История мировой культуры (средневековье)", автор курса "История Средних веков", спецкурса "Средневековая картина мира". В 1992-2006 гг. – заведующий отделом культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ. Читал лекции в университетах Италии, США, Германии, Дании (1989-1991 гг.), Норвегии, Швеции, Англии, Франции (1991-1992 гг.). Действительный член Академии гуманитарных исследований (1995 г.). Иностранный член Американской академии медиевистов (Medievel Academy of America), Renaissance Academy of America, Société Jean Bodin (Бельгия), Королевского Норвежского общества ученых, Королевского общества историков Великобритании, Королевской Академии наук Нидерландов. Доктор философии honoris causa Университета города Лунд (Швеция). Член бюро Научного совета по истории мировой культуры РАН, член редколлегии журналов Arbor Mundi ("Мировое древо"), Journal of Historical Society, Osterreichische Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft, член редколлегии серии "Памятники исторической мысли". Автор ряда глав и редактор учебника по истории средних веков для пединститутов (1964), изданного также на французском (1976 г.) и португальском (1978 г.) языках, и автор главы о Северной Европе в учебнике исторического факультета МГУ (1968, 1977, 1990, 1997, 2000, 2003 и 2005 гг.), а также ряда статей в коллективном труде "История крестьянства в Европе" (М., 1985-1986. Т. 1-3). Автор мемуаров "История историка". Направления научных исследований – история средневековой европейской культуры; современная историография; теория культуры и методологии истории; история Скандинавии в Средние века; история скандинавской культуры, в том числе соотношение официальной (церковной) и народной культуры; проблемы методологии исторического исследования; культурная антропология; школа "Анналов" и ее исторические методы. Его статьи, составившие книгу "Проблемы генезиса феодализма", подверглись в 1969 г. резкой критике со стороны министра просвещения РСФСР А. И. Данилова, после чего автор был уволен из Института философии. Критика была связана с тем, что автор поставил под сомнение некоторые положения теорий Маркса и Энгельса – о том, что феодализм складывался в результате закабаления свободных крестьян магнатами, которые предварительно присваивали себе крестьянскую землю. По мнению Гуревича, в условиях слабости верховной власти свободные земледельцы в поисках защиты вместе со своей землей принимали патронат магнатов, меняли свободу на безопасность. С точки зрения Энгельса, в варварскую эпоху существовал "первобытный коммунизм", выражавшийся в коллективной собственности на землю. С точки зрения Гуревича, древние германцы были крестьянами, веками жившими на одном месте, не было никакой коллективной собственности на землю, а велось семейное хуторское хозяйство. Дал следующую характеристику генезису феодализма: "В феодализме я склонен усматривать преимущественно, если не исключительно, западноевропейский феномен. На мой взгляд, он сложился в результате уникальной констелляции тенденций развития. Феодальный строй, как бы его ни истолковывать, представляет собой не какую-то фазу всемирно-исторического процесса, – он возник в силу сочетания специфических условий, порожденных столкновением варварского мира с миром позднеантичного средиземноморья. Этот конфликт, давший импульс синтезу германского и романского начал, в конечном итоге породил условия для выхода западноевропейской цивилизации на исходе средневековья за пределы традиционного общественного уклада, за те пределы, в которых оставались все другие цивилизации". В последующих трудах рассматривал, в частности, культ святых в его простонародном понимании, образ потустороннего мира, как он виделся средневековым визионерам, и две противоречивших одна другой версии Страшного суда, популярное богословие. Полемизируя с тезисом М. М. Бахтина о карнавально-смеховой природе средневековой народной культуры, подчеркивал теснейшую связь в ней смеха и страха.
Основные публикации: Походы викингов. М.: Наука, 1966 (опубликована на польском (1969) и эстонском (1975) языках). Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М.: Наука, 1967. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М.: Высшая школа, 1970 (опубликована на шведском (1979), итальянском (1982, 1990) языках). История и сага. М.: Наука, 1972. Категории средневековой культуры. 1-е изд. М.: Искусство, 1972; 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. (опубликована также на румынском (1974), польском (1976), немецком (1978, 1980, 1982, 1983), чешском (1978), испанском (1983), французском (1983), английском (1985), литовском (1989), португальском (1990), японском (1990) языках). Норвежское общество в раннее средневековье. М.: Наука, 1977. "Эдда" и сага. М.: Наука, 1979. История Норвегии. М., 1980. Гл. 1-6. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. 359 с (переведена на болгарский (1985), немецкий (1986), итальянский (1986), венгерский (1987), польский (1987), сербско-хорватский (1987) языки). Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. Исторический синтез и Школа "Анналов" М.: Индрик, 1993. La culture populaire au Moyen Age: Simplices et Docti. Paris : Aubier, 1996. Himmlisches und irdisches Leben. Bildwelten des schriftlosen Menchen im 13 Jahrhundert. Amsterdam; Dresden: Verlag der Kunst, 1997. Культура Средневековья и историк конца XX в. // История мировой культуры: Наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение. М., 1998. С. 211-318. Избранные труды. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. Т. 1: Древние германцы. Викинги.; Т. 2: Средневековый мир. История историка. М.: РОССПЭН, 2004. Индивид и социум на средневековом Западе. М.: РОССПЭН, 2005. История – нескончаемый спор. М.: РГГУ, 2005. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. Избранные труды. Крестьянство средневековой Норвегии. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006.
Статьи: А. Я. Гуревич. Старшая Эдда А. Я. Гуревич. "Круг Земной" и история Норвегии А. Я. Гуревич. Так называемое "отнятие одаля" Харальдом Прекрасноволосым А. Я. Гуревич. Начало эпохи викингов А. Я. Гуревич. "Эдда" и право А. Я. Гуревич. Скандинавистика и медиевистика А. Я. Гуревич. Древненорвежская вейцла
Научные труды А. Я. Гуревича 1950-1993 гг. * * * Источник: Википедия на русском, Северная слава |
|